Культура народа является частью его истории. Ее становление, последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества.
В понятие культуры входит, естественно, все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения.
Основой любой древней культуры является письменность. Когда она зародилась на Руси? Долгое время существовало мнение, что письмо на Русь пришло вместе с христианством, с церковными книгами и молитвами. Однако согласиться с этим трудно. Есть свидетельство о существовании славянской письменности задолго до христианизации Руси. В 1949 г. советский археолог Д.В. Авдусин во время раскопок под Смоленском нашел глиняный сосуд, относящийся к началу X века, на котором было написано «горушна» (пряность).
Нет народа без предков. Не может быть и истории без изучения культурных ценностей, созданных этими предками.
Само понятие художественной литературы как области отграниченной от других областей культуры в древности у нас не существовало, по крайней мере, если иметь в виду литературу письменную, а не устное творчество. Само собой понятно большое познавательное значение древней русской литературы для уяснения нашего исторического прошлого. Значительна и воспитательная ценность многих памятников нашей старинной литературы, развивающих темы патриотизма, государственного строительства, политического единства и героизма русского народа.
Живой интерес русского человека – еще в самые отдаленные времена – к своему историческому прошлому очень показателен для характеристики духовного облика образованного русского человека, во все эпохи стремящегося познавать настоящее путем сопоставления его с прошлым. Ни в какой другой литературе летописание не занимало такого большого места и не играло такой большой роли, как в русской. Ни прочие славянские литературы, ни литературы европейского Запада не создали ничего равноценного нашей летописи. Наша история бедна источниками. И главная причина тому - бытовая. Письменные источники всегда концентрировались в городах, бывших основным средоточием письменной культуры. Но наши города были деревянными. Главным же бедствием городов были пожары, десятки и сотни которых систематически уничтожали улицы, кварталы, а подчас и целые города. Главный инструмент познания прошлого Руси- летописи, от 12 века - их до нас дошло только два. Поэтому, изучая ранние века нашей истории, исследователи были лишены современных подлинных письменных источников. Но, может быть, и это не главное. Главное состоит в том, что основной источник знаний о начальных веках русской истории - «Повесть временных лет»- является в равной степени продуктом историографии, и литературы. Она не прямо отражает современную ее рассказам действительность, а через призму художественного осмысления, не делая различия между достоверным и легендарным.
Литература народа - это непростая совокупность литературных произведений. Произведения составляют литературу, когда они связаны между собой в некое органическое единство, влияют друг на друга, «общаются» друг с другом, входят в единый процесс развития и несут совместно более или менее значительную общественную функцию.
Вся литература 12- начала 13 века является единым реальным целым, в котором произведения объединяются, соединяются между собой, продолжают друг друга, составляются на основе переписки нескольких писателей, живущих в разных концах русской земли. При этом она становится литературой единой темы - темы Русской истории, литературой единой идеи - идеи необходимости единения.
Вся русская литература 12- начала 13 века по существу одно произведение, которое мы могли бы назвать своеобразной проповедью единства Русской земли,- проповедью, составленной в разных концах Руси и в едином стиле монументального историзма, который, возникнув в 11 веке, именно в 12 и начале 13 века достигает своего особенно активного и действенного расцвета.
Летописи – исключительное явление русской культуры. На протяжении многих столетий они велись в разных местах, воплощая в себе мировоззрение, самосознание и общественно-политические устремления различных общественных групп от раннего до позднего средневековья и создавая вместе с тем ощущение территориального и временного единства государства и народа от «дышучего океана» до Дуная.
«Повесть временных лет» - первое русское произведение. «Повесть» в том виде, в каком она дошла до нас, есть произведение, над которым трудилось несколько поколений летописцев, пересматривавших и продолжавших работу своих предшественников. Каждый из них был сыном своего времени и своей среды, но все они были детьми одной матери Родины и отвечали, в сущности, на один вопрос. Как сложилось великое государство «ведомое и слышимое всеми концами земли».
Но прежде чем появился этот вопрос, должно было вырасти самое государство и занять свое место в тогдашнем мире. Только народ, осознавший самого себя, мог создать произведение, достойное себя.
«Повесть временных лет» не только не противоречит нашему современному представлению о ходе истории России, но, несомненно, его подтверждает.
История возникновения русской летописи привлекала к себе внимание не одного поколения русских ученых, начиная с В.Н. Татищева. Однако только А.А. Шахматову, выдающемуся русскому филологу, в начале нынешнего столетия удалось создать наиболее ценную научную гипотезу о составе, источниках и редакциях "Повести временных лет". Гипотеза А.А. Шахматова, столь блестяще восстанавливающая историю возникновения и развития начальной русской летописи, однако, пока остается гипотезой. Ее основные положения вызвали возражения у В.М. Истрина. Интересные уточнения гипотезы А.А. Шахматова сделаны Д.С. Лихачевым. Он указывает, что летопись складывалась постепенно, в результате возникшего интереса к историческому прошлому родной земли и стремления сохранить для будущих потомков значительные события своего времени. Иную концепцию развития начального этапа русского летописания развивает Б.А. Рыбаков. Анализируя текст начальной русской летописи, исследователь предполагает, что походные краткие записи стали вестись в Киеве с появлением христианского духовенства (с 867 г.) при княжении Аскольда.
Несомненно, однако, то, что, таким образом, вопрос о начальном этапе русского летописания, о составе, источниках "Повести временных лет" является весьма сложным и далеко нерешенным. "Повесть временных лет" - результат большой сводческой редакторской работы, обобщивший труд нескольких поколений летописцев.
В эпоху Киевской Руси складывается единая древнерусская народность. В единой Киевской Руси 9-12 веков возникли многие современные нам города, и горожане получили навыки различных профессий и «художеств». В городах развивалось ремесло, создавались свои художественные и литературные школы, воздвигались великолепные здания, построенные с таким умелым расчетом, что, простояв 700-800 лет и выдержав испытание временем, они вошли в нашу эпоху как образцы древнего зодческого искусства, овеянные романтикой родной старины.
В наши дни культурные люди всего мира любуются гармоничной архитектурой древней Руси, проникновенным искусством художников-иконописцев и изощренным мастерством древнерусских златокузнецов, создателей тончайшего узорочья из золота и эмали, из серебра и черни…
Можно без всяких натяжек сказать, что культура первого восточного государства - Киевской Руси вошла составной частью в нашу современную культуру.
Как и древнерусская литература, русская архитектура и искусство были теснейшим образом связаны с историей русского народа и русской государственности.
Нам очень плохо известно деревянное зодчество 9-10 веков, но несомненно, что потребности развития и роста новых городов Киевской Руси вызывали его быстрый прогресс, что застройки городов и сооружение их укреплений полностью удовлетворялось русскими зодчими – «древоделями».
Имевшее глубокие исторические традиции древнее русское деревянное зодчество отразило эстетические представления русского народа. Накануне превращения христианства в государственную религию русский народ обладал развитым и своеобразным архитектурным искусством. Это было причиной быстрого освоения техники каменного зодчества и его выдающихся художественных и конструктивных особенностей.
Древнейшие памятники каменного зодчества 10-11 веков являются органической частью Культуры Киевской Руси. Прежде всего, в них запечатлена идея величия и могущества русской державы, триумфа русского народа, объединенного в единое государство, выраженная в грандиозности и пышности зданий; многоглавие храмов, мощные лестничные башни способствуют выявлению этой идеи. В целом архитектура проникнута торжественным и оптимистическим настроением.
Высокое художественное совершенство и своеобразие памятников древнего русского зодчества Древней Руси ставят их в первом ряду шедевров мировой архитектуры.
Остается лишь позавидовать тем, кто мог видеть красоту старой древней Руси перед опустошительными ураганами нашего столетия.
Высокие патриотические идеалы, гуманистический пафос, являющийся примечательной чертой передовой русской культуры, ставит памятники народного зодчества в число шедевров национального искусства.
Еще несколько десятилетий назад, в 19 веке, народное деревянное зодчество – даже лучшие церкви и соборы, не говоря уж о гражданской, жилой архитектуре, - вообще не рассматривалось как явление большого искусства. Те сооружения, которые сейчас стали для нас замечательными памятниками национального искусства, находились тогда в ведении официальной церкви, менее всего обеспокоенной исторической ценностью и сохранностью этих бедных, отдаленных приходских храмов. Еще в свое время Виссарион Белинский писал, что знаменитейшие события нашей истории записаны не только на сухих страницах летописей, они переданы памяти потомства в произведениях искусства, они рассеяны всюду, особенно в старинных городах наших, но не всякий хочет замечать их. По одним этим памятникам можно было бы прочесть в главных очерках историю Руси.
Древнее народное зодчество для нас непросто драгоценное наследие, не «мертвый капитал», а один из животворных источников развития современной архитектуры.
К сожалению, лишь самая незначительная часть огромных культурных ценностей, созданных на Руси в это время, дошла до нас. И это не удивительно, если вспомнить о постоянных междоусобицах и о таком стихийном бедствии, как пожары, от которых жестоко страдали деревянные древнерусские города. Достаточно сказать, что, например, Новгород горел более ста раз, а Псков только с 13 до начала 17 века выгорал двадцать восемь раз.
Охрана памятников искусства и старины является сейчас государственной политикой. Все наиболее ценные и значительные произведения взяты на учет и под государственную охрану. Середина и вторая половина 20 века – периода невиданного развития и широчайшего наступления технического прогресса – поставили перед Россией серьезнейшие вопросы. Как уберечь и сохранить сегодня хрупкие и недолговечные, ныне, уже практически бесполезные памятники деревянного зодчества – церкви и часовни, колокольни и избы, мельницы и амбары? Уберечь от огня и воды, разрушительных сил природы и равнодушия людей, глухих к языку большого искусства.…Этот вопрос волнует сейчас специалистов и всех любителей прекрасного во многих и многих странах мира.
Еще по теме:
Творчество Джованни Баттиста Пиранези
Родился Пиранези в Мольяно, близ Местре. В Венеции изучал перспективу и искусство сценической декорации. В 1740 году уехал в Рим, где до 1744 года обучался технике гравюры у Джузеппе Вази. После этого он ненадолго вернулся в Венецию, а в ...
Особенности формообразования предметного мира Древнего Египта
дизайн предметный искусство художник
Предметный мир Др. Египта известен тем, что там появились многие объекты предметного мира, котор. используются и по сей день. Были созданы мебельные объекты, такие как столы, стулья, кровати. Предметн ...
Технология танца модерн
К 1960-м годам хореографический театр США вступил в новый этап развития. Исследовательница Линн Гарафола в одном из своих статей убедительно показывает, как в Нью-Йорке, вопреки космополетическому характеру этого города, оформились истинн ...