Наиболее приметным явлением музыкальной жизни Галичины в XIX ст. была дьяко-учительская школа в Перемышле, открытая в 1818 г. по инициативе греко-католического епископа И. Снигурского и ставшая базой для формирования так называемой перемышльской (композиторской - Е.Т.) школы, к которой украинское музыковедение причисляет композиторов-священников М. Вербицкого, И. Лавривского, В. Матюка.
Старшим в этом списке и наиболее значимым для музыкальной культуры середины XIX ст. был М. Вербицкий (1815-1870). Являясь священником, он в то же время стал основоположником перемышльской школы и зачинателем светского профессионального музыкального творчества. Активизация деятельности композиторской школы связана также с появлением кафедрального хора в Перемышле (1829), благодаря которому сформировалась традиция церковно-художественного (профессионального) пения в противовес церковно-народной (элементарной, непрофессиональной) исполнительской традиции. Церковная (профессиональная) музыка Вербицкого является лишь частью его наследия наряду с музыкально-театральными пьесами, светскими хоровыми произведениями, инструментальными опусами, романсами. В его творчестве начинают звучать народно-песенные мотивы, появляются произведения гражданского, патриотического содержания. Например, хор "Ще не вмерла Украiна" стал национальным духовным, а с 2003 г. - государственным гимном Украины.
Еще по теме:
Социальные институты культуры и управление культурой
Культура – это саморегулирующаяся система включает следующие основные компоненты: творцы; потребители; культура устроителей (связывают творчество со зрителями: импресарио, продюсер, спонсоры); социальные институты культуры. Значение соц. ...
Что же такое информационная культура
Более общим по отношению к данному понятию является термин «культура». Само понятие «культура» предполагает наличие традиций, памяти общества. Элементы общей культуры, регулирующие развитие системы хозяйствования, формируются вне экономик ...
Особенности и классификация театральной музыки
Музыка активно формирует впечатление зрителя, но делает это, как правило, незаметно, ненавязчиво, почти всегда оставаясь вне его конкретного восприятия. Зритель обычно уносит общее впечатление о спектакле, оценивает игру актеров, режиссер ...