Заупокойный культ

Информация о культуре » Художественная культура Древнего Египта эпохи древнего царства » Заупокойный культ

Страница 3

В эту теорию очень хорошо «вписывается» ещё одна «душа» египтянина – «Ах», буквально: «Светлый, Освещённый». «Ах» изображался в виде хохлатого ибиса: но это изображение лишь звуковой иероглиф, ни как не связанный с представлениями об «Ах». До недавнего времени о значении «Ах» и о связанных с ним представлениях и верованиях египтологическая наука ничего определённого сказать не могла. В свете же теории А. Большакова «Ах» есть «душа», которая, в отличии от «Ка», не рождается вместе с человеком, но которую он обретает лишь после смерти путём ритуала «открытие очей». Зрение, при помощи которого «оживает» «Ка», является необходимым условием потусторонней жизни, ибо «слепая» статуя не может кормиться жертвенными дарами. Отсюда связь солярных божеств жизнью и воскресением, а сил «тьмы» - со смертью и небытием; отсюда и важность обряда «открытие очей» - возвращение способности видеть суть возвращения жизни. Эти представления позволяют объяснить один из ключевых эпизодов египетской мифологии, когда убитый Осирис «воскресает» благодаря тому, что его сын Хор даёт ему свой глаз. Поскольку у убитого Осириса оба глаза оставались на месте, передача ему глаза Хора не было компенсацией физического недостатка, ведущего к слепоте. Осирис был слеп как всякий мёртвый, с глазом же Хора он обретал новое, «искусственное» зрение. Осирис, получивший глаз, «оживает», так как становится зрячим. Впрочем, «искусственный» характер этого нового зрения всё-таки даёт себя знать: обретая активность, Осирис становится царём мира мертвых, но в мир живых не возвращается. «Ах», таким образом, означает «Зрячий».

О значении души «Шунт» («тень»), к сожалению, ничего определённого сказать пока невозможно. Изображалась она в виде тёмного силуэта; и некоторые посмертные наказания за грехи включали в себя уничтожения Тени грешника.

«Ба» - сокол с человеческой головой «жизненная сила» человека: человек умирает, когда «Ба» покидает тело, выливается через рот, и оживает после возвращения «Ба» в мумию. Поэтому и необходимо сохранить тело покойного нетленным: что бы «Ба» мог обрести свою мумию.

Мумию для «Ба» бальзамировщики изготавливают из «Сах» - мертвого тела, омытого водой Нила. Каждый, кто причинит увечье телу – «Сах», подлежит каре и презрению, даже парасхит – вскрыватель трупов перед мумификаций. Он делает на теле умершего надрез кремневым ножом и сразу обращается в бегство, а все присутствующие жрецы-бальзамировщики и родственники покойного преследуют его, осыпая проклятиями и швыряя в вдогонку камни. Дом парасхита - «нечистое место», и всякий, кто войдёт в этот дом по какой либо причине, должен после этого пройти обряд очищения.

Стража фараона охраняет некрополи, но грабителям всё равно удаётся проникнуть в усыпальницы вельмож. И они не только забирают всё ценное, они уничтожают мумию, чтобы та не настигла и не отомстила. «Ба» лишался своей мумии, своего тела – «Сах». Поэтому в гробнице должно быть подобие умершего – каменная статуя. А что бы «Ба» узнал свою статую, она должна иметь с умершим полное портретное сходство.

Что касается святотатцев-грабителей, им полагается жесточайшая кара: заживо быть съеденными крокодилами или львами. Их «Ба» не получает ни мумии, не скульптур и они не могут воскреснуть в Дуате и сгинуть в небытие на веки вечные.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Генезис христианской культуры и ее эволюция
Христианство прошло долгий путь, прежде чем стало мировой религией и духовной основой европейской культуры. Оно зародилось в I в. до н.э., которую мы отсчитываем от Рождества Христова, и вначале формировалось в лоне идеализма, как одна из ...

Анализ лиможских эмалей xii-xiv века
Выемчатая эмаль - одна из древнейших эмальерных техник. На металлической пластине достаточной толщины глубоко вырезается (вынимается) сюжетное или орнаментальное изображение. Получившиеся при этом углубления заполняют прозрачной или непро ...

Коллекции живописи, музеи изобразительного и прикладного искусства
В России первые шаги собирательства живописи известны со времен средневековья. Если концентрировавшиеся в храмах и монастырях иконы служили в основном лишь религиозным целям, то интерес к иконе просвещенных собирателей приближается к колл ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы