Ретроспективный подход к развитию художественной самодеятельности в производственном коллективе

Информация о культуре » Художественная самодеятельность как фактор приобщения членов коллектива к художественно-эстетическим ценностям » Ретроспективный подход к развитию художественной самодеятельности в производственном коллективе

Страница 1

Современное самодеятельное хоровое творчество развивается на основании традиций. Оно имеет достаточно богатую историю, выступающую теоретической и практической основой развития художественной самодеятельности производственных коллективов. Для выяснения предпосылок развития самодеятельного хорового творчества трудовых коллективов в прошлом и в настоящее время мы обратились к ретроспективному анализу жизнедеятельности этого социального феномена.

Музыка и хоровое пение выступают важными духовными ценностями, удовлетворяющими эстетические потребности человека. Различные жанры народно-песенного искусства существуют с незапамятных времен. Однако профессиональная основа развития хорового пения была заложена с открытием Петербургской (1862 г., А.Г. Рубинштейн) и Московской (1866 г., Н.Г. Рубинштейн) консерваторий. Большое значение в развитии хорового искусства сыграли Музыкальные классы (организованы в 1860 году.) и Бесплатная музыкальная школа (1862 г., М.А. Балакирев, К.Я. Ломакин), общедоступная деятельность Русского хорового общества, музыкально-хоровые классы Н. Привалова, хора народной песни в Народном доме на Введенской площади, хора Пречистенских рабочих курсов в Москве, частных хоров В. Серовой, А. Городовцева и др. Развитию самодеятельного творчества способствовала деятельность крупных предпринимателей С.Т. Морозова, С.И. Мамонтова, вкладывавших деньги в социальное развитие своих предприятий.

В конце ХIХ века организовываются различные общества по искусству, которые занимались развитием любительского творчества. На Всероссийском съезде обществ народных университетов и других просветительных учреждений частной инициативы, проходившем в 1908 году, отмечалось: «Целью съезда обществ народных университетов начала ХХ века было самообразование рабочих…, а также содействие организации просветительских народных развлечений» (81,с.90). В некоторых губерниях были организованы курсы для руководителей любительских хоровых коллективов. Так, например, в Пермской губернии с 1896 по 1910 годы певческие курсы окончило более 2,5 тысяч человек (125,с.106). Однако в целом говорить о массовом характере организуемых курсов нельзя (пример с Пермской губернией, как признавали современники, был исключением).

В дореволюционной России Челябинск был небольшим захолустным купеческим городком. В 1869 году появился первый очаг культуры – купеческо-дворянский клуб «Челябинское общественное собрание». В 90-х годах XIX века в городе проживало около шести тысяч человек. У истоков хорового искусства стояли известные в городе богатые люди: врач В.Г. Жуковский, спиртозаводчики братья Покровские, управляющий винными складами М.Д. Кетов, которые имели свои оркестры и хоры, дававшие спектакли и открытые концерты. С появлением в 1892 году железной дороги в культурной жизни города наметился новый этап развития. Центрами общественной жизни были клубы: железнодорожный (1902 г.), общественного собрания, Новый клуб и Народный дом (1903 г.), в которых организовалось несколько хоровых коллективов. В 1909 году городские власти сделали попытку создать городской любительский хор. Был разработан устав коллектива, однако он не устроил полицию, которая в своем предписании указывала на необходимость принятия следующих пунктов:

- репертуар хора утверждается полицией;

- частушки о русско-японской войне запрещаются;

- воспрещаются также и песни, задевающие честь жены бывшего командующего русскими войсками в Порт-Артуре госпожи Стессель (35, с.28.).

К 1917 году Челябинск оставался уездным городком, в котором основными промышленными предприятиями были завод «Столь и К» (около 500 рабочих и служащих), изготовлявший сельскохозяйственную технику, железнодорожные мастерские и локомотивное депо.

Наиболее активное развитие художественная самодеятельность получила при советской власти. Она находилась в ведении профсоюзов. Периодизацию развития самодеятельности в советский период, по мнению А.Н. Сохора и А.С. Каргина, можно разделить на четыре этапа. Первый - 1917 – 1932 гг.; второй – 1933 - 1960 гг.; третий - 1960 до 1991 гг.; четвертый – 1991 г. по настоящее время.

Первый этап (1917 – 1932 гг.). В этот период развитие самодеятельности имело свои особенности. Происходило переосмысление дореволюционного любительского творчества, движение к новым формам творчества, обогащение их содержания; поиск новых методов работы. Ведущими музыкальными жанрами в самодеятельном творчестве были духовые и народные оркестры, народные и академические хоры.

Проблемы теории и практической работы художественной самодеятельности поднимались на нескольких всероссийских конференциях: музыкальная конференция (1929 г.), первая хоровая конференция (1930 г.), конференции по массовой музыкальной работе (1931 г.). Своеобразным подведением итогов развития самодеятельного творчества стала 1-я Всесоюзная олимпиада самодеятельного искусства, которая прошла в 1932 году в Москве.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Театральное искусство: воспитание в диалоге
Предоставляя человеку дополнительный жизненный опыт – часто воображаемый, но зато специально организованный и бесконечно раздвигающий рамки реального житейского опыта индивида, – театральное искусство становится могущественным способом со ...

Субъекты культуры. Массовая культура
По субъекту носителя культуру принято подразделять на мировую и национальную. Мировая К. – лучшее достижение ценностей всех народов, населяющих нашу планету. В рамках каждой нац К. принято выделять: Культуру соц общественностей, культуру ...

Празднование Ивана Купала до крещения Руси
Историческая особенность формирования славянского этноса, из многих первобытных общин, определила особое видение взаимоотношений человека и природы. Природные явления требовали объяснений, которые в свою очередь сформировали богатый панте ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы