Вся содержательная часть нашей опытно-экспериментальной работы по приобщению членов производственного коллектива к художественной самодеятельности состояла из двух больших разделов:
- образовательно-просветительский раздел был связан с ориентацией членов производственного коллектива на эстетические ценности художественной самодеятельности;
- обучающе-исполнительский раздел направлен на организацию и формирование навыков трансляции художественно-эстетических ценностей, удовлетворение духовных художественных потребностей членов производственного коллектива.
Этот раздел имел сложную структуру и включал в себя:
а) создание программы по обучению и развитию вокально-хоровых навыков членов творческого коллектива;
б) развитие личностных художественно-творческих качеств членов коллектива;
в) создание концертной программы, отвечающей художественным потребностям членов коллектива.
В разработанной нами педагогической программе по приобщению трудящихся к эстетическим ценностям были разнообразные формы, среди которых к ведущим мы относим: организацию экскурсий, культпоходов, встречи с мастерами искусств, науки, посещение картинной галереи и т.д. Они носили ситуативный характер.
Остановимся на каждом из разделов, составляющих содержание работы по приобщению членов производственного коллектива к художественным ценностям.
Одной из форм этой работы был музыкальный лекторий. Его программа была рассчитана на два года. Каждый год обучения включал по девять тем (сентябрь – май). Реализация программы осуществлялась на основе следующих педагогических принципах: постепенность (от простого к сложному), последовательность, доступность, наглядность. Организацию концертов мы осуществляли силами преподавателей и студентов ЧГАКИ, артистов филармонии, хора цеховой художественной самодеятельности. Занятия проводились один раз в месяц, ориентированные на участников художественной самодеятельности и работников цеха, интересующихся музыкой. В программу лектория были включены следующие темы:
Знакомство с музыкальными инструментами состоял из пяти бесед-концертов. Учитывая то, факт, что в производственном коллективе были любители послушать «живьем» народные инструменты и классические (правда, в меньшем количестве), было решено проводить занятия для всех категорий аудитории. Схема бесед-концертов в принципе была одинаковой. Вначале лектор – преподаватель института культуры рассказывал об истории создания и развития инструментов, называл фамилии известных исполнителей, знаменитых композиторов, писавших известные музыкальные произведения для этих инструментов. И, если требовалось, по ходу встречи аннотировал исполнение музыкального произведения.
Сентябрь. «Русская гармоника и баян». Исполнялись популярные произведения для баяна, вариации на темы русских народных песен: А. Шалаев. «Вариации на р.н.п. «У зори-то, у зореньки», «На горе-то калина» и т.д.
Октябрь. «История оживает: клавесин или фортепиано». Исполнялись известные произведения: «Полонез» М. Огиньского, отрывок из балета «Лебединое озеро» «Танец маленьких лебедей» П. Чайковского и др.
Ноябрь. «Звучат струнные народные инструменты – домра, балалайка»: А. Широков. «Вариации на тему р.н.п. «Валенки», А. Шалаев. «Волжские припевки», В. Городовская. «Фантазии на русские темы» и т.д.
Декабрь. «На каких инструментах играли Бах, Моцарт и Бетховен. Звучат классические струнные инструменты – скрипка, альт, виолончель». Исполнялись небольшие по протяженности, но интересные по колористическим находкам произведения классиков и современных композиторов (И. Гайдн, С. Прокофьев, Д. Гершвин, И. Штраус).
Январь. «Пастушьи трели слышу я». звучали духовые инструменты – труба, тромбон, кларнет, саксофон.
Нам важно было приобщить членов производственного коллектива к красоте хорового исполнения. С этой целью был введен в план нашей экспериментальной работы второй раздел.
Еще по теме:
Живописная Болгария
…Болгария, в картину ты мою войди
Как в сердце входит то, что сердцу мило.
Войди, как входят тёплые дожди
В распаханные земли мира…
солдатенко живописный стиль жанр
С 2009 года творчество художника распространилось далеко за пределы ...
Цвет
«Только начав работать с цветом, я понял ностальгию моего учителя П. С. Когана по ч/б пленке – отсутствие цвета само по себе придает картинке на экране внебытовое «звучание», перебрасывает ее в художественную систему».
Действие закона цв ...
Современное мышление
В каждой области деятельности есть свои сценарии мышления, специфические для нее правила, приемы и способы решения умственных задач: мысль художника движется иначе, чем мысль ученого, гуманитарное мышление отличается от естественнонаучног ...