В своей опытно-экспериментальной деятельности мы использовали следующие виды культурно-досуговой работы: концерты, занятия коллективов художественной самодеятельности, вечера отдыха, тематические вечера, лекции, экскурсии, культпоходы, обзоры, музыкальный лекторий. Принимали активное участие в конференциях, вечерах вопросов и ответов, праздниках, демонстрациях, встречах с интересными людьми, вечерах – портретах, массовых праздниках, выездах за город, гуляниях, конкурсах, выставках прикладного творчества, общественных советах.
Естественно, что мы указали не все виды нашей культурно-досуговой работы на предприятии, но главное, чем отличалась специфика этой работы от других (например, в клубе), – это возможность проводить мероприятия непосредственно близко к рабочему месту, возможность более оперативного привлечения трудящихся к творческой деятельности.
Большое место в системе культурно-досуговой работы трудового коллектива занимала определенная направленность в тематике творческих встреч, вечеров-портретов, которые проводились непосредственно на предприятии для отдельной бригады, участка, цеха и всего коллектива. Многообразие форм, примененный нами (список из 20 мероприятий), давало возможность практически каждому рабочему или служащему принять посильное участие в любом из них и тем самым активизировать свою деятельность в трудовом коллективе. В целях приобщения к эстетическим ценностям членов производственного коллектива нами был создан хор русской песни (в частности на заводе имени Д. Колющенко).
На первом этапе опытно-экспериментальной работы мы определяли творческие запросы членов производственного коллектива по трем уровням: социально – демографический; социально – психологический; психофизиологический.
Для выявления социально – демографического уровня каждого потенциального члена творческого коллектива мы составили анкету, в которую входили следующие пункты: пол, возраст, профессия, образование, учеба, стаж работы, местожительство, холост, семья, дети (их возраст) и т.д.
Социально – психологический уровнь мы выявляли уже в непосредственном контакте с членами художественно коллектива в процессе работы над репертуаром, разучивания конкретных произведений с учетом их творческих потребностей и морального удовлетворения от проделанной работы (проведенной репетиции).
Опытно-экспериментальная работа включала подготовку программы организационно - педагогического развития творческого объединения данного производственного коллектива. Ее основные положения:
- сбор анкетных данных о потенциальных участниках хора у начальников участков, мастеров, бригадиров, ветеранов цеха;
- приглашение всех желающих работников цеха к участию в творческом процессе хорового коллектива;
- деятельность хора была включена в комплексный план по социальному развитию цеха;
- оказание помощи бригадной художественной самодеятельности и привлечение ее участников к занятиям в хоре;
- выявление, стимулирование и развитие творческих потребностей каждого участника хорового коллектива;
- внедрение в практическую работу самодеятельного коллектива передовые технологии народного вокально-хорового искусства;
- ориентирование деятельности хора на исполнение русских народных песен, а также высокохудожественных произведений профессиональных и самодеятельных композиторов Урала и России.
Хор русской песни, как одно из общественных объединений рабочих, принимал активное участие в культурно-досуговой жизни цеха. Его педагогические функции в жизни трудового коллектива были достаточно широки и многогранны. Специфика участия творческого коллектива в культурных акциях заключалась в исполнении специально подобранных и подготовленных к конкретным мероприятиям произведений, что позволяло организаторам регулярно приглашать хор. Участие художественного коллектива в социальной деятельности цеха можно объединить в группы:
- формы организации общественного досуга (вечера отдыха, массовые гуляния, шествия - демонстрации, массовые праздники, коллективные выезды за город);
- познавательные (тематические вечера, беседы - обзоры, устные журналы, музыкальный лекторий);
- культурного обслуживания специфических мероприятий (открытие или закрытие конференции, выставки, вечера – портреты).
- познавательно – концертная деятельность (занятия коллектива, конкурсы, встречи с участниками клубов по интересам, родственными коллективами).
Сущность художественно-творческого процесса любого самодеятельного коллектива во многом определяется его репертуаром, исполняемым в виде итога проделанной работы на концертах или в другой форме общественного выступления. В поисках и подготовке репертуара мы опирались на исследования М.К. Кузьминой, В.А. Дадашева, В.И. Плоткина, Ф.А. Соломоника и др.Он учитывал запросы, способности и творческие потребности участников, соответствовал их духовному потенциалу, служил критерием удовлетворенности коллектива творческой деятельностью. Значимость репертуара заключалась в выполняемых функциях (познавательная, учебная, воспитательная, социальная).
Еще по теме:
Дорелигиозная эпоха
Религия неизвечна, она представляет собой историческое явление и возникла лишь на определенном этапе развития человеческого общества. Возникновению религии предшествовал дорелигиозный период развития человечества. Весь древний, средний и ...
Европейский театр в XX веке
Во Франции театр всегда имел первостепенное значение. Достаточно вспомнить такие имена, как Корнель, Мольер, Расин, Бомарше, А. де Мюссе. Не случайно говорят: «французы играют в жизни и живут на сцене».
Драматургия Ж. Ануя и Ж. Жироду. О ...
Деревянное зодчество
В Древней Руси дерево было наиболее широко применяемым материалом. На протяжении столетий мастера познавали секреты работы с деревом и передавали их из поколения в поколение возводя подчас настоящие шедевры деревянного зодчества. Вследств ...