Одним их крупных завоеваний Веркбунда стало обеспечение защиты авторских прав и дизайнеров, и изготовителей. Покупатель изделия художника – члена Веркбунда знал, что приобретает вещь, единственную в своем роде. Членство в этой организации имело две стороны: выгода с коммерческой точки зрения и необходимость зарекомендовать себя качеством изделий при вступлении. В конце концов появилась еще одна возможность для художника зарабатывать деньги талантом. Несколько раз, когда случался плагиат, журнал Die Form, орган Веркбунда, на видном месте публиковал фото оригинала и копии, а под ними – фамилию плагиатора. Австрия, Швеция и Швейцария также применяли у себя подобные методы. В том же 1907 г. выдвинулись пионеры – личности промышленного дизайна. Самая значительная – немец Петер Беренс (1868–1940). Будучи художником по образованию, он длиз^льное время занимался прикладным искусством.
Опыт индустриального строительства в США (Г. Форд) изучался европейскими, в первую очередь немецкими, архитекторами.
Необходимо было новое оборудование и организация промышленности. Германские предприниматели одними из первых широко привлекали архитекторов к строительству, поставив перед ними задачу создать условия работы для повышения производительности. До этого времени фабрики Германии с темными дворами, слепыми окнами напоминали скорее тюрьму. Теперь все решали задачу: проектировать рабочее место с учетом новейшей техники.
Петер Беренс, оставив пост главы Дюссельдорфской школы художественных ремесел, стал в 1907 г. сначала консультантом, а потом художественным директором Всеобщей электрической компании AEG (Allgemeine Elektricitats-Gesellschaft) в Берлине, которая в 1932 г. запятнала себя ориентацией на идеи нацистской партии.
Президент AEG Ратенау поручил своему консультанту художественное наблюдение за всей эстетической стороной производства – от фабричной марки компании до проектирования типовых уличных фонарей, а также строительства заводов фирмы. Это приглашение означало признание роли архитектора наряду с инженером.
И вот 90 лет назад был рожден фирменный стиль, обладателем его сделал Беренс AEG. Во-первых, он разработал проекты крупных зданий концерна, интерьеры выставочных помещений и мастерских. Второе направление – промышленные образцы. Это создание эскизов электроприборов и устройств в практической и элегантной форме, имеющих единство прежде всего внешнего вида продукции. И третье – оформление рекламных изданий, создание нового шрифта «беренс-антиква». Вся эта огромная работа была завершена к 1911 г. Этот человек быстро приобрел известность благодаря своему подходу к промышленному строительству как к проблеме архитектурного творчества. Беренс сознательно превратил завод в нечто, достойное служить рабочим местом. Это был единственный архитектор (из немцев), совмещающий деятельность художника и дизайнера, мастерская его была самой известной в Германии, где работали Мис ван дер Роэ, В. Гропиус и даже Ле Корбюзье (в течение 5 месяцев).
Благодаря достижениям в экономии труда и материала, не говоря уже о том, что новшества создали фирме рекламу, такая деятельность нашла последователей в мире. Совсем рядом, во Франции, Франсис Журден основал мастерскую дешевой мебели «Ателье модерн», также стремившуюся к выраженному фирменному стилю.
Вальтер Гропиус был ассистентом Беренса. В 1910 г. они написали меморандум о типизации и массовом производстве малометражных квартир. Гропиус потом некоторое время придумывал образцы автомобильных кузовов, локомотивов, мебели.
Внешний вид заводов, фабрик и даже станций метро с тех времен обязательно стал выражать их специфику. Стильно оформлялись интерьеры четырех трансатлантических лайнеров. Например, образцом голландского декоративного искусства стал океанский пароход «Нью Амстердам», в оборудовании которого принимали участие более ста дизайнеров. Проходили времена роскошных изданий дорогих книг.
Новые делались просто, в обложках из декоративной бумаги или узорчатой материи и рассчитывались на среднего потребителя. Стилистика пробивалась даже в каюты офицеров на военных кораблях и в почтовые марки. В Дании, например, между мировыми войнами проводилось обследование более 600 квартир, которое фиксировало несоответствие мебели особенностям жилого помещения.
По-своему проявляли себя достижения промышленного дизайна в США. Идеи использовались работниками рекламных бюро. Уличные щиты, на которых расклеивались афиши, были как бы первыми выставочными галереями современного искусства. Коммерческий художественный плакат, при своем зарождении испытавший влияние японской живописи, возник в Англии около 1895 г. Постепенно он превратился в так называемый плоскостной, или аппликационный, плакат, к 1910 г. достигший вершины в той же Германии. В основу плакатов Людвига Хольвайна была положена психологически действенная мысль о продаже конкретного изделия, которая выражалась бы просто и доступно с первого взгляда, подчеркнутая яркими интенсивными цветами и высоким уровнем выполнения. В 1912 г. в Нью-Йорке открылась студия IAS (International Art Service, Международное художественное обслуживание) во главе с немцами и австрийцами. Студия значительно обновила искусство рекламы, разрабатывая общую форму фирменных печатных заголовков на официальных бланках, а также упаковку, торговые ярлыки и визитные карточки для торговцев. Они настаивали, причем успешно, на том, чтобы все, что делает дизайнер, снабжалось его подписью. IAS через два года перерос в национальную организацию – Американский институт графических искусств.
Еще по теме:
Опытно-экспериментальная работа
Мы рассмотрели теоретические проблемы приобщения членов производственного коллектива к художественно-эстетическим ценностям средствами самодеятельности и пришли в выводу, что художественная самодеятельность выступает в организационно-педа ...
Историческая мысль
Патриотические настроения, характерные для немецких гуманистов, проявились и в их отношении к прошлому. Увлекаясь античностью, они в большей мере, чем в Италии, обращались к средневековой истории родины. Сходными были интерес главным обра ...
Краткая характеристика основных групп гостиниц
Коммерческие отели (бизнес-отели). Первоначально отели и маленькие гостиницы появлялись в городах и деревнях, где обслуживали городских гостей. И лишь с началом эры железных дорог в США началось быстрое строительство отелей. Путешествоват ...