О музыкальном решении пластического спектакля

Информация о культуре » О музыкальном решении пластического спектакля

Страница 1

Музыку называют языком души (А.Н. Серов), потому что она обладает сильным воздействием на область чувств человека, на его подсознание. В ней проявляется способность сознания сочетать в себе чувственное, психическое, фантазийное и прочие начала.

Слово "музыка" в переводе с греческого означает буквально "искусство муз". Древние эллины считали музыку и танец близкими искусствами и потому дали этим богиням имена, исходящие из одного и того же корня: Евтерпа и Терпсихора.

В синкретическом древнем театре музыка ещё не выделилась в отдельный самостоятельный вид искусства и была теснейшим образом связана с пантомимой, танцем, словом. То было неделимое зерно выразительных средств, являвшихся архаичной формой переживания и отражения действительности. В некоторых видах японского театра и индийского танца движение, слово и музыка по-прежнему существуют в неделимом единстве.

Сопровождающую роль музыка играла в театре del’ arte. Правда, там уже были вставные музыкальные номера, которые могли бытовать самостоятельно. Часто песенки из спектакля распевались в народе и становились народными шлягерами.

Но в простых песнях комедии del’ arte музыка являлась дополнительным средством воздействия, своего рода возбудителем эмоций, так как основным содержанием песни был текст на злобу дня либо шуточная пастораль. Музыка оттеняла события, происходящие в тексте, и создавала общую атмосферу.

Однако содержание музыки нельзя свести к содержательности других видов искусства, равно как невозможно адекватно передать это содержание каким-либо способом.

Конечно, в музыкальном искусстве возможна некоторая конкретизация содержания, преимущественно, в синтетических жанрах. Одной из возможностей такой конкретизации является театр.

Содержание театральной постановки создаёт определённый угол зрения для трактовки музыкального содержания. Но, с другой стороны, введение музыки в театральное представление может привести и к новому содержанию самого действия.

Если такое взаимное влияние искусств имеет место, то можно сказать, что театр находится на пути к синтезу. В некоторых видах синтеза театра и музыки, благодаря слиянию различных искусств рождается новое выразительное средство, язык другого театра (опера, балет).

Однако, сам факт использования музыки в театре не всегда приводит к синтезу.

Если музыка используется в качестве пассивной "звуковой заставки", фона, то она лишена действенных функций театра и не принимает участия в драматическом процессе. Следовательно, ни о каком синтезе не может идти речь.

Если же музыкальное содержание используется не для украшения сцены, а для изменения смыслов, если без музыки невозможно обойтись при создании нужного качества или образа, то такой подход ведёт к рождению синтетического театра.

Благодаря синтезу движения, драмы и музыки родились такие разновидности пластического театра, как пантомима и балет. Способы взаимодействия с музыкой в каждом виде театра различны, в зависимости от места и роли музыки в них.

В балете музыка - главный носитель драматургической идеи. Поэтому форма спектакля строится по законам музыкальной драматургии.

В драме главный носитель смысла - слово. И драматическую основу спектакля создаёт драматический текст. Влияние музыки в таком театре не тотально, как в балете, и потому законы её использования - иные.

Различие способов взаимодействия музыки и главного выразительного средства театра - слова или пластики тела, составляют специфику театра.

Пантомима в этом ряду занимает исключительное место. Она несёт в себе черты драмы, но при этом основной язык пантомимы - пластика тела, что роднит её с балетом.

Однако, движение в пантомиме организовано совсем по другим принципам, нежели в балете. И, хотя пластика в пантомиме не менее (если не более) музыкальна, чем хореографическая, сама музыка в пантомимическом действии - необязательное условие жизни движения, как в балете, т.е. не является драматургической основой.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Религия и культура древних цивилизаций
Это было время, когда люди начинали осознавать свою выделенность из природы и отдельность от других людей. Древние египтяне преобразовали, окультурили долину Нила, и уже различали, с одной стороны, “людей”, а с другой не только животный и ...

История мирового кинематографа
Кинематограф как техническое изобретение, еще не ставшее искусством, в первую очередь, был движущейся фотографией. Возможность запечатлеть движение в еще большей мере увеличила доверие к документальной достоверности фильмов. Данные психол ...

Деят-ть в послевоенные годы Архитектурного бюро при Наркомате транспортного машиностроения
В янв. 1946 г. организ-ся первая в нашей стране специализир-я дизайнерская организация – Архитектурно-худож-е бюро при Главном управлении вагоностроения. Назначением этой организации была разработка худож-но-конструкторских проектов и мак ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы