В русском стиле, из красного кирпича с белокаменными украшениями и небольшой главкой на восьмигранном шатре, по проекту А. Щербачёва в 1890 году в Самаре была также построена часовня во имя небесного покровителя Самары Святителя Алексия. Она являлась украшением набережной города, на которой размещались торговые ряды и причалы.
Часовня имела одну главу, стены её снаружи украшали майоликовые цветные изразцы различных величин и форм, изготовленные товариществом “М.С.Кузнецов и К”. Купол венчал бронзовый, “вызолоченный через огонь” крест изящной работы. Сделали его умельцы литейной мастерской товарищества “А.М.Постников и К” в Москве. А заплатил за изготовление креста 700 рублей и пожертвовал его для часовни гласный Самарской городской думы купец Георгий Иванович Курлин.
Кроме приходских храмов в период 1850-1917 годов строятся огромное количество домовых церквей. Одной из сохранившихся построек является церковь Веры, Надежды, Любви и матери их Софии, что была построена при Мариининском сиротском приюте для девочек. Архитектор храма - А.А. Щербачев. Он построен был в традициях русского московского архитектурного стиля.
Середина XIX в. - это время возрождения монастырей на Волге. 12 октября 1850 года в Самаре была основана община сестёр милосердия Первоначально община располагалась на улице Мечетной – ныне Самарской. Но там не было воды, а до реки далеко. И тогда самарские купцы И.Н. Синягин и М.Н. Назаров пожертвовали общине свои загородные земли на берегу Волги. Через десять лет, 21 августа 1860 года вышел указ Святейшего Синода о преобразовании общины в женский общежительный монастырь. Он получил название Иверский по имени иконы Иверской Божией Матери, подаренной самарской благотворительницей Е.С. Марихиной Со временем обитель была обнесена каменной оградой. Здесь было построено несколько храмов и 17 корпусов, в которых находились покои игуменьи и послушниц, а также хозяйственные службы. Монастырь имел прекрасные мастерские: золотошвейную, белошвейную, ткацкую, ковровую, переплетную, иконописную. Именно здесь в 1876 году было вышито знаменитое Самарское знамя. В 1889 году при Иверском монастыре было открыто училище для девочек, в котором обучалось около 100 юных жительниц Самары. А годы Первой мировой войны в монастыре была устроена больница для раненых солдат и приют для девочек-сирот. Послушницы бесплатно шили белье и одежду для воинов. [14]
Таким образом, период Самары – губернской столицы, можно считать временем расцвета культового зодчества.
Бурный рост экономики способствовал строительству в городе замечательных архитектурных памятников.
Отличительной особенностью православного строительства этого периода является возведение храмов на добровольные пожертвования известных купцов нашего города.
Они строятся в основном из кирпича и камня по проектам известных в стране архитекторов. Предметы культа и утварь заказываются у лучших мастеров Санкт-Петербурга и Москвы.
В архитектуре активно используются элементы русского московского стиля. Возможно, это было результатом возросшего самосознания наших предков.
Еще по теме:
Юные годы – золотые
Идёт по жизни смело
Влюблённый в своё дело
При дождевой погоде,
А также снеговой,
Совсем ещё мальчишка,
Художник этой книжки
С глазами голубыми,
И светлой головой.
Андрею приходилось много работать, удивительно, как в его голове р ...
Общие тенденции развития музейного дела
Особенностью развития музейного дела и коллекционирования во второй половине XIX — начале XX вв. являлась их дальнейшая демократизация. Это проявлялось, с одной стороны, в укреплении ведущей роли передовых слоев общества — ученых, разночи ...
Основные черты образования в эпоху Екатерины II
В. О. Ключевский считал, что «царствование Екатерины II – это целая эпоха нашей истории, а исторические эпохи обыкновенно не замыкаются в пределах людского века, не кончаются с жизнью своих творцов». Императрица переписывалась с французск ...