Каждый год приносил Библиотеке множество графических материалов, о самых значительных из которых можно узнать из ежегодных «Отчетов»: в 1851 г. поступили оттиски с гравированных досок времени Петра I; в 1852 г. в составе «Древлехранилища» М.П.Погодина были получены гравюры, а В.И. Даль подарил собрание лубочных листов; в 1857 г. была куплена коллекция портретов Г. Ладдея. С 1850-х гг. наряду с эстампами Библиотека комплектуется и материалами, которые выполнены уже в новой технике печати – фотографии.
Экспонирование эстампов было всегда характерно для Библиотеки. В 1850-е гг. в Отделении было устроено 4 постоянных выставки, по две в каждой из частей зала. Первая из них появилась в 1851 г., когда был сделан низкий длинный шкаф для хранения коллекции эстампов. Над ним, в спроектированных Собольщиковым особых витринах – подвижных рамках – были помещены выдающиеся гравюры итальянской, немецкой, нидерландской (голландской и бельгийской) и французской школ. Затем в 1856 г. в той же половине зала была организована вторая экспозиция, о которой «Отчет» гордостью сообщал, что подобной ей «до сих пор не существует еще ни в одном музее, ни в одной библиотеке европейской: это – собрание образцов всех граверных способов, или всех родов гравюры». Она была расположена за стеклами, на поворачивающихся рамах, прикрепленных к двум большим шкафам по всей их длине и высоте.
В 1857 г. выставки украсили и другую половину зала. Одна из них представляла «Галерею Петра Великого» – собрание, которое В.В.Стасов до конца своей жизни с огромной энергией комплектовал и описывал. Как сообщал «Отчет» того года, «оно расположено, в систематическом порядке, по типам, на вертикальной поверхности книжных шкафов …, за стеклами, и представляет более 200 разных портретов, начиная от произведений высокого художественного достоинства и нисходя до самых грубых литографий и даже лубочных картин». Другая выставка показывала посетителям Библиотеки основные этапы развития русской гравюры, коллекция которой в Библиотеке к этому времени значительно увеличилась. Для этого был устроен специальный шкаф, подобный тому, в котором хранились и демонстрировались произведения иностранных мастеров. В витринах нового шкафа отечественные произведения были расположены в хронологическом порядке.
Экспозиции образцов гравировальных техник, русской гравюры и петровских портретов, пополняясь, оставались постоянными до 1920-х гг.
Эстампы были доступны обозрению посетителей Библиотеки не только в самом Отделении, но и в примыкающем к нему зале № XIV (ныне – Зал социально-экономической литературы), и в предназначенном для художественных занятий зале № XII (ныне – Зал литературы и искусства). В 1852 г. в каждом из них было устроено по четыре витрины пирамидальной формы, украшенных сверху слепками с античных статуй. В неподвижной нижней части застекленных витрин помещались библиографические редкости, а во вращающейся верхней – «примечательные эстампы».
С 1850-х гг. фонд эстампов используется все более интенсивно. В единственный тогда читальный зал, который находился на первом этаже Библиотеки, в корпусе Соколова (ныне – одно из помещений Отдела рукописей), богато иллюстрированные издания и собственно эстампы не выдавались. С ними можно было ознакомиться на втором этаже в зале № XII (так называемая «Ларинская зала», ныне – Зал литературы и искусства), который с 1857 г. был отведен для художников. В зале был установлен большой стол с пюпитрами для рисования. Особый билет для пропуска на занятия выдавал заведующий Отделением; в 1858 г. число посетителей зала достигло 1 413 человек.
Еще по теме:
Тексты и их интерпретация
В герменевтике (так называют теорию и практику истолкования текстов, а также философское учение, связанное с этой проблематикой) выделяется целый ряд обстоятельств, обусловливающих возникновение разных способов понимания и интерпретации т ...
Обычаи и обряды астраханских татар
Особо чтимыми праздниками у астраханских татар были мусульманские праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам. Новогодний праздник Навруз отмечали 10 марта по старому стилю, празднуя одновременно и наступление весны: выходили в поле, совершали ...
Искусство и религия как способ познания мира
Благодаря внешней — проговоренной, воплощенной, овеществленной — существующей вне человека форме, религия, искусство имеют не только личностную, но общественную значимость — являются сферами социальной деятельности, которую мы называем по ...