Японская цветная ксилография (гравюра на дереве) – уникальное явление в истории мирового искусства. Её технику японцы заимствовали из Китая. Изначально печатная продукция носила ремесленный характер, как самостоятельный вид искусства японская гравюра утверждается на последнем этапе средневековой истории Японии (1603 – 1868).
Укиё-э – это один из популярнейших стилей японского изобразительного искусства периода Эдо. Термин был заимствован из буддийской философии, означает буквально «мир скорби» – так именуется мир сансары, мир преходящих иллюзий, где удел человека – скорбь, страдания, болезни и смерть. Этот мир , с точки зрения традиционно мыслящих японцев, такой же иллюзорный и преходящий, как сновидение, и его обитатели не более реальны, чем существа из мира грёз. Мир преходящих наслаждения также стал именоваться укиё-э, буквально означавшим «плывущий», «проплывающий мимо».
В центре внимания художников укиё-э были обитатели этого непостоянного мира преходящих удовольствий: прекрасные дамы, как правило, знаменитые гейши и куртизанки (жанр бидзинга), актёры театра кабуки (жанр якуся-э), эротические сцены (так называемые сюнга – «весенние картинки»), сцены любования прекрасными природными явлениями, праздники и фейерверки, «цветы и птицы» (катё-га), виды природных ландшафтов (фукэй-га), знаменитые самураи (муся-э).
Основоположником японской гравюры укиё-э считается Хасикава Моронобу, он стал первым создавать не только книжные иллюстрации, но и станковые произведения. Сначала она в основном была чёрно-белая, печать производилась с одной доски, затем, стремясь разнообразить колористическое решение листа их стали раскрашивать от руки – сначала одним, затем двумя и тремя цветами.
Для создания укиё-э требовались художник, резчик и печатник. художник тушью делал на тонкой бумаге прототип гравюры, резчик приклеивал этот рисунок лицевой стороной на доску из вишни, груши или самшита и вырезал из неё области, на которых бумага была белой, получая таким образом первую печатную форму, но уничтожая сам рисунок. Потом делалось несколько чёрно-белых оттисков, на которых художник обозначал задуманные цвета. Резчик изготовлял необходимое количество (иногда более тридцати) печатных форм, каждая из которых соответствовала одному цвету или тону. Печатник, обговорив с художником цветовую гамму, наносил краску растительного или минерального происхождения на получившийся набор форм и на влажной рисовой бумаге вручную печатал гравюру.
Гравюры укиё-э были доступны по цене из-за возможности их массового производства. Они предназначались в основном для городских жителей, которые не могли себе позволить потратить деньги на картины.
Еще по теме:
ДеятельностьТомаса Мальдонадо
Томас Мальдонадо – итал. диз-р, живописец, педагог, автор статей и книг по вопросам теории культуры и дизайна. С 1954 г. работает в Европе. А с 1957 г. возглавляет Ульмскую школу, основанную в 1951 г. Максом Биллом. Школа была открыта спе ...
Театральное искусство ХХ века: поиски путей к диалогу
Конец XIX – начало ХХ вв. – эпоха, к которой еще долго будет возвращаться интерес критиков, исследователей, философов, историков культуры и искусства. Не затрагивая многих интереснейших черт этого периода в рамках дипломной работы, отмети ...
Основание театра
В 1923 году будущий руководитель Новосибирского колхозно-совхозного театра Анисим Рогачевский покинул свой дом в Екатеринославле и отправился в Тифлис поступать в Академию художеств к знаменитому Евгению Лансере. Свои первые спектакли ода ...