Эмали: общая характеристика и исторические сведения

Информация о культуре » Лиможские эмали XII-XIV веков » Эмали: общая характеристика и исторические сведения

Страница 1

Эмаль — это образовавшаяся посредством частичного или полного расплавления стекловидная застывшая масса неорганического, главным образом окисного состава, иногда с добавками металлов, нанесенная на металлическую основу.

Наиболее ранние известные украшения с эмалью были найдены в Греции, их датируют 1450 годом до н.э. На острове Кипр были обнаружены две подвески в виде цветка, выполненные в технике филигранной эмали, изготовленные приблизительно в X веке до н.э. В форме и технике исполнения отчетливо прослеживается египетское влияние.

В Азербайджане найдена диадема с листьями и цветами, украшенными эмалью (VII век до н.э.). С первой половины VI века до н.э. греческие украшения покрывали белой, темно-синей, темно-зеленой и бледно-бирюзовой эмалью.

Из III века до н.э. дошли до нас небольшие, в виде капли подвески из металла, сплошь покрытые эмалью. Вероятно, их погружали в расплавленное цветное стекло.

Несмотря на отрывочные сведения, можно утверждать, что в восточном Средиземноморье уже в первом тысячелетии до н.э. наплавляли стекло на металл и что греческие украшения декорировались цветной эмалью. Несмотря на то, что эти первые попытки соответствовали по техническим признакам эмалированию, все же они являлись лишь формой полихромного обогащения металлического украшения, инкрустированного шлифованными пластинками драгоценных камней, смальты или стекла, наклеенными в выемки или напаянными перегородками.

Переход от инкрустации к эмали мог произойти там, где были достаточно хорошо развиты технические предпосылки для металлообработки и изготовления легкоплавких стекол. Если искать истоки эмалирования, то речь должна идти не о первом кусочке стекла, наплавленном на металл, а о массовом изготовлении изделий из металла в соединении с цветным стеклом.

Египетские вставки из поделочных камней по принципу перегородчатых эмалей были известны уже во времена 5-й династии (с 2563 до 2423 г. до н.э.). Фигурные изображения, письменные знаки и орнаменты выполнялись на золоте в виде углублений и затем заполнялись драгоценными камнями и смальтой. Оформление гладкими неразделенными красочными плоскостями помогало пониманию древнеегипетской живописи. Именно эта техника имела большое значение для дальнейшего развития ювелирного дела, так как подготовила обогащение благородного металла цветным отделочным материалом.

Ячейки были ступенью как для появления оправ под камни, так и для более поздних перегородчатых и выемчатых эмалей. Ячейки изготовляли напаиванием перегородок, а поделочные камни и смальту обрабатывали по форме ячеек и закрепляли на смоле, позднее их стали закреплять в ячейках при помощи клея. Итак, оставался еще маленький шаг до настоящей эмали: необходимо было разогреть все изделие и расплавить стеклянный порошок до получения гладкой поверхности. Только в VI веке до н.э. греки начали систематически наплавлять эмаль на свои золотые украшения. Этим они создали основы цветовой отделки металла камнем. В отличие от греческих египетские украшения всегда остаются строго плоскостными: помещенные в углубление драгоценные камни стоят на одном уровне с керамикой и пластинками цветного стекла как мозаичные составные части общей композиции.

Греко-римские украшения отличаются ярко выраженной пластичностью. Она подчеркивается акцентированными цветовыми эффектами: как единичными цветными драгоценными камнями, так и наплавленным цветным стеклом.

Уже в V веке до н.э. у кельтских племен, населявших часть Франции и Британии, получил развитие совершенно другой вид эмали — выемчатая эмаль. Сначала это было только вплавленное непрозрачное красное стекло, которое применяли вместо распространенных тогда вставок коралла. Непрозрачную эмаль насыщенного цвета прижимали плотно друг к другу, отделяя узкими перегородками. Этим способом декорировали ювелирные изделия, сосуды, оружие, детали конской сбруи.

С целью цветового обогащения дорогостоящих ювелирных изделий немецкие ювелиры (с IVпо VII в.) применяли в качестве вставок цветные камни и цветное стекло, причем предпочтение отдавали красному альмандину. При этом тонкие пластины альмандина отполировывались очень хорошо. Альмандины в некоторых изделиях закреплены с зелеными пластинками стекла в сетке из золотых перегородок, но уже без основания. На оборотной стороне отчетливо видно, что стеклянные пластинки впаяны в рамки. Итак, можно уже говорить об «оконной» эмали.

Развитие науки и техники обусловило появление в VIII веке очень быстро достигшей высочайшего совершенства византийской перегородчатой эмали, которую использовали не как средство имитации камней, а как самостоятельный художественный прием вне связи с прошлым.

Классическими образцами эмалей считаются именно византийские, а не совершенно отличные по исполнению кельтско-римские выемчатые эмали, появившиеся на 500 лет раньше, и не египетские вставки камней по принципу перегородчатых эмалей.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Особенности и классификация театральной музыки
Музыка активно формирует впечатление зрителя, но делает это, как правило, незаметно, ненавязчиво, почти всегда оставаясь вне его конкретного восприятия. Зритель обычно уносит общее впечатление о спектакле, оценивает игру актеров, режиссер ...

Естественные знаки
Естественные знаки - понимаются вещи и явления природы. Конечно, не все из них выступают как знаки. Предмет не может быть знаком самого себя, он становится знаком, когда указывает на какие-то другие предметы и рассматривается в качестве ...

Музейное строительство во второй половине 40-х – 50-е гг ХХ века
В послевоенные годы положение основной массы музеев было крайне тяжелым из-за отсутствия помещений, нищенских ассигнований и нехватки кадров. Существовала опасность утраты ценных материалов из-за катастрофического состояния хранилищ и от ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы