В конце XIII в. в связи со Столетней войной Лимож был сильно разорен, производство эмалей прекратилось. Новый расцвет производства, на этот раз расписных эмалей, начался в Лиможе лишь в XV в.
Среди изделий из лиможской эмали XII-XIV вв. можно отметить:
Ларец-реликварий, который служил вместилищем для частицы мощей св. Валерии - покровительницы Аквитании, обезглавленной по приказу герцога Этьена. На лицевой стороне представлена в эпизодах история ее мученической смерти, на обороте - полуфигуры апостолов и сцена поклонения волхвов. Свободная передача движений и элегантные вытянутые силуэты персонажей, внимание к деталям (прическа Валерии, восточное лицо и тюрбан палача), тонкий гравированный орнамент "вермикуле" говорят о незаурядном таланте мастера.
Доска от книжного переплета с изображением сцены Распятия. Доска от переплета является типичным примером продукции лиможских мастерских. Подобные доски служили верхними крышками переплетов, а на нижних помещалась композиция "Христос во славе" в окружении символов евангелистов. Особенностями данного памятника являются накладные головы фигур, отличающиеся от типовых "классицизирующих" голов (возможно, они были добавлены позднее) и необычный предмет в руках Мадонны - вероятно, сосуд для священных масел, более характерный для иконографии Марии Магдалины.
Также интерес представляет распятие - пластинка с накладной рельефной фигурой христа являлась частью креста-распятия. На его боковых концах помещались фигуры предстоящих Марии и Иоанна. Иконография Христа - в короне, с открытыми глазами, спокойно стоящего, а не висящего на кресте - несколько архаична, но вполне типична для лиможских мастерских, которые в это время переходят к массовому производству. Не прислушиваясь к веяниям нового готического стиля, они копируют свои старые образцы, в которых сохраняется романская стилистика.
Пластинка от переплета с изображением сцены Распятия. Пластинка служила центральной частью доски от книжного переплета. Композиция сцены Распятия, с гравированными фигурами предстоящих и ангелов, рельефной фигурой Христа и встающим из гроба Адамом - типичны для периода расцвета лиможских мастерских. Небольшая иконографическая неточность - Мария изображена босой, как и апостол Иоанн, - очевидно, свидетельствует о том, что эта вещь была создана не в монастыре, а в городской светской мастерской, где такой детали уже могли не придать значения.
Еще по теме:
Кризис души кризис творчества
В 1490-е Флоренция переживает политические и социальные потрясения - изгнание Медичи, кратковременное правление Савонаролы с его обличительными религиозно-мистическими проповедями, направленными против папского престижа и богатого флорент ...
Пейзажи
Советский историк искусства А.А. Федоров-Давыдов отмечал значение пейзажа в уходе от сюжетной насыщенности, а Петров-Водкин, напротив, во взаимодействии предметов большого размера –»пейзажных и городских объемов» – Петров-Водкин видел «ещ ...
Исторические стили. Ар Деко
Ар Деко можно назвать не только течением, а, скорее тенденцией в дизайне. Сейчас стиль Ар деко стал достаточно популярным, в частности в восточноевропейских реалиях, где множество людей получили доступ к естественному облагораживанию свое ...