Предметы изготавливались из простых материалов. Основой служила медная пластинка, в которой вырезались выемки, — это и дало название технике. Выемки заполнялись стекловидной массой с добавлением оксидов металлов, которая при обжиге прочно сплавлялась с основой. При этом эмали были исполнены на уровне произведений ювелирного искусства. Такая замена казалась вполне равноценной, ведь в Средние века золото и серебро ценились главным образом за их способность взаимодействовать со светом. В лиможских эмалях медь полностью покрывалась позолотой, а цветные эмали, обогащавшие поверхность игрой красок, в некоторой степени даже имели преимущество перед изделиями из драгоценных материалов. Кабошоны из стеклянной пасты или прозрачного стекла с подложкой из фольги играли роль самоцветов. Высокие эстетические качества и небольшая стоимость делали лиможские изделия доступными и привлекательными для любой церкви.
Ранние памятники (вторая половина XII века) отличались гравировкой по золотому фону. С конца XII века производство постепенно ускорялось, пока не приобрело масштабы массового. Первым шагом стал переход от золотых фонов к синим, поменявший местами эти две цветовые категории. Сначала фоны покрывали тонким гравированным орнаментом и золотили. С конца XII века в резерве стали оставлять фигуры, а фоны, наоборот, полностью покрывали эмалью и украшали различными орнаментами — розетками, дисками, звездами, псевдокуфическими надписями, растительными побегами. С тех пор лиможские изделия приобретают «классический» вид, хорошо знакомый современному зрителю. Это технологическое новшество позволило значительно упростить и ускорить работу. Но и в середине XIII века появляются редкие по качеству произведения — такие, как фигура Мадонны с Младенцем. Они принадлежат уже новой, готической эпохе.
Еще по теме:
Особенности гуманизма в Германии
Гуманисты единодушно утверждали, что в античной культуре под покровом поэтического вымысла, «мифов и басен», содержатся непреходящие истины. Это позволяло ощущать античность живым культурным наследием, актуализировать его смысл, находя в ...
Видео и Киберпанк
В мире OAV(видео аниме) вторая половина 1980-х - эпоха господства стиля "киберпанк" - антиутопических повествований о мире будущего, в котором правит искусственный разум компьютеров. Также постапокалиптику относят к одному из ви ...
Музейное дело в первой половине XIX века в России
На рубеже XVIII—XIX вв. место музея в жизни европейского общества изменилось. Расширение промышленного производства потребовало более высокой специальной квалификации и общего образования рабочих, что способствовало расширению потенциальн ...