Выразительные средства в фильме «Пассажир поезда №12»

Информация о культуре » Особенности документального фильма "Пассажир поезда №12" » Выразительные средства в фильме «Пассажир поезда №12»

Страница 1

В анализируемой киноленте режиссер использует достаточно много выразительных средств, которые придают ей экспрессию и выразительность.

Наиболее распространена в «Пассажире поезда №12» визуальная (видео) метафора.

Особое место занимает повторяющиеся визуальные метафоры, встречающиеся на протяжении всего фильма. Например, часы-маятник - символ времени, ценности времени. Этот образ режиссеры заявляют уже с первых минут «Пассажира поезда №12». Стрелки на циферблате исправно отмеряют время, а маятник отсчитывает минуты бесценной жизни. Эта визуальная метафора проходит через весь фильм. Часы живут вместе с Львом Николаевичем. В те моменты, когда необходимо подчеркнуть, выделить какой-либо эпизод или слова на экране появляются часы, которые словно напоминают об ответственности за каждое действие. В конце фильма маятник останавливается, как останавливается жизнь Льва Николаевича Толстого.

Под этот же вид попадает метафора – детские глаза. Выразительный взгляд девочки, также как и маятник, появляется тогда, когда нужно привлечь внимание зрителя.

К повторяющимся видео метафорам также относится движущийся поезд, который словно напоминает зрителю фразу, произнесенную в начале фильма: «Все пассажиры в этой жизни».

Употребляет режиссер в киноленте завершающиеся визуальные метафоры. Примером может послужить часы, стрелки которых останавливаются в день смерти графа Толстого, отмеряя точное время гибели – 6 часов 5 минут. К этому виду можно отнести метафору отдаляющейся от нас фигуры Толстого. Этим приемом, наверняка, авторы фильма хотели подчеркнуть уход гения из земной жизни.

Встречаются в фильме и метафоры-противопоставления, яркие и содержательные. Автор фильма путем специального вида монтажа, о котором говорилось выше, сравнивает богатых и бедных детей. Таким же приемом режиссер противопоставляет обезумевший народ и умиротворенных людей «высшего света».

В киноленте встречаются звуковые метафоры. Через весь фильм проходит мелодия вальса. Это выразительное средство можно отнести к разряду – повторяющаяся звуковая метафора.

Фильм «Пассажир поезда №12» продемонстрирован зрителю в 1999 году. В Екатеринбурге на кинофестивале неигрового кино «Россия-99» кинолента Марка Осепьяна и Владимира Македонского завоевывает главный приз.

У этого фильма много особенностей. Во-первых, он целиком построен на архивных съемках, запечатленных вначале прошлого века первыми русскими кинооператорами Александром Дранковым, Жозефом Мейером, Томасом Тапселем, Иваном Фроловым. Во-вторых, авторы применили необычную форму изложения материала. О Льве Толстом рассказывает русский эмигрант, когда-то сопровождавший съемочную группу, работавшую в Ясной Поляне.

Хронометраж фильма составляет 52 минуты. 47 из них – это черно-белые кадры кинохроники. Авторам пришлось приложить немало усилий, что бы восстановить пленку с изображением Льва Толстого. В фильме используется и прием сепии, а также цветные видеокадры.

Моменты, запечатленные в 1908 – 1910 годах, были беззвучны. Звукорежиссер Виктор Луняков проявил смекалку и находчивость, чтобы «оживить», то есть озвучить немые кадры кинопленки.

В фильме использованы различные звуковые эффекты: речь, музыка, шумы. Голос за кадром принадлежит профессиональному актеру Борису Плотникову. Музыка в кинофильме «Пассажир поезда №12» едва ли не основная эмоциональная составляющая. Музыка, используемая фильме, относится к закадровой. Она выполняет в исследуемой киноленте ряд функций: создает настроение, подчеркивает драматургию происходящего на экране, иллюстрирует видеоряд.

Оживить немые кадры кинохроники помогла не только музыка, но и шумы. В «Пассажире поезда №12» звукорежиссером использованы и синхронные, и фоновые виды шумов. При помощи шума создается реальная звуковая атмосфера, звуковой образ, настроение. Шумы выполняют драматургическую функцию, символизируют событие.

Экспрессию и эмоциональность фильму придают выразительные средства. В фильме «Пассажир поезда №12» распространена визуальная (видео) метафора.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Развитие украинской культуры в эпоху социализма
Советская У. л. развивалась под благотворным воздействием освободительных идей великой русской лит-ры, в особенности — социалистических идей русской пролетарской лит-ры, её величайшего представителя, основоположника, гениального писателя ...

Происхождение слова "культура" в России
Слово "культура" вошло в русский язык довольно поздно - оно стало известно, как отмечает П.Я. Черных, лишь с середины 30-х годов XIX века. Наличие данного слова в русском лексиконе зафиксировала выпущенная И. Ренофанцем в 1837 г ...

Софистика о полицейских функциях культуры
В культурологии софистика достигает апогея, когда пытаются рассматривать функции культуры и особенно ее роль в становлении личности. Под пером некоторых теоретиков культура рисуется как некое репрессивное средство, порождающее, порой, тра ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы