Музыка сопутствовала человеку на всём протяжении истории. Но какой она была в те времена? Целые тысячелетия существования древнейших цивилизаций - Шумеро-Вавилонии, Древнего Китая, Египта - погружены для нас в безмолвие. А ведь музыка там звучала, о её участии в обрядах, в ритуальных драматических представлениях говорят сохранившиеся литературные памятники, археологические раскопки показывают, что, например, у древних вавилонян ещё в третьем тысячелетии до нашей эры были в ходу музыкальные инструменты: флейта, трёхструнная лира и другие. На фресках в египетских храмах мы видели группы музыкантов, играющих на лире, арфе, двойном гобое, аккомпанирующих певцам, танцовщицам, акробатам. Мы знаем, что при дворе вавилонских властителей и египетских фараонов существовали хоры и ансамбли музыкантов, включавшие до 150 участников. Но эта музыка давно и навсегда умолкла. Почему это произошло? Можно предположить, что ее не записывали: нигде не обнаружено нотных знаков.
Почти неслышные отзвуки музыки далёких веков долетают к нам из Древней Греции. Её искусство сохранило на века, по словам К. Маркса, значение "нормы и недосягаемого образца".
Древнегреческая лирическая поэзия была неотрывна от музыки, и само слово "лирика" в буквальном смысле означало пение в сопровождении лиры. Музыка была существенным элементом и греческой трагедии: диалоги декларировались нараспев, а хоры пелись. Хор, в сущности, был главным участником трагедии, его устами разъяснялись суть и смысл происходящего действия. Это был как бы голос автора и одновременно голос народа. Именно хор давал оценку событиям. Вот почему, например, хор из "Антигоны" Софокла стал гимном Афинского государства. Слова его звучат гордо:
В мире много сил великих,
Но сильнее человека Нет в природе ничего.
Музыка Древней Греции имела воспитательное значение. Она поднимала дух людей, укрепляла силы.
Из Древней Греции дошло до нас и несколько отрывков самой музыки: мелодия оды (хвалебной песни) греческого поэта Пиндара, застольная песня, несколько гимнов. Но отрывков этих мало, и они удалены друг от друга на столетия. Гораздо больше мы знаем о музыкальной науке древних греков. Греческий учёный Пифагор положил начало музыкальной акустике, исследуя соотношение длины струн и высоты их звучания. Было подробно разработано учение о ладах (порядок и согласованность звуков музыкального произведения). Греки стремились научно обосновать воздействие музыки на эмоции человека и связывали это со строением лада (точнее, мелодии в этих ладах). Одни укрепляют мужество и стойкость, другие, наоборот, изнеживают.
Всё это говорит нам о том, что музыка в древнегреческой культуре занимала важное место, а сама музыка все же остается почти неизвестной. Но знаменательно то, что умолкнувшая музыка породила необычайно гулкое эхо, звучащее до наших дней. Греческие мифы, греческие трагедии обрели вторую жизнь в музыкальном искусстве всех народов. Композиторов привлекали и чисто художественная их сторона, и, главным образом, ясность выражения нравственного смыла, безоговорочное осуждение зла, возвеличение силы человеческого духа, героизма, самоотверженности. Примером может быть миф об Орфее, прославляющий и великую силу искусства, и силу самоотверженной любви. Певец Орфей, которого заслушивались даже дикие звери, бесстрашно проник в мрачный Аид - царство мёртвых, - чтобы найти там горячо любимую жену Эвридику, внезапно и безвременно умершую. Своим пением он пробудил сострадание в жестоких богах Аида, и те возвратили ему Эвридику. Но он потерял ее вторично, нарушив запрет ни разу по дороге не взглянуть на любимую. Сюжет этот (обычно с измененным, счастливым концом) был многократно использован в операх, с него и началась история этого жанра.
Нельзя не вспомнить и два произведения, созданные уже в XX веке: оперную трилогию С. Танеева "Орестея", заканчивающуюся гимном свету, разуму, справедливости, и симфоническую поэму Скрябина "Прометей", воссоздавшую античный образ титана, подарившего людям огонь и положившего начало развитию цивилизации.
Так из глубины веков доходит до нас голос далекого искусства, голос прекрасного детства и юности человечества.
Еще по теме:
"Боярыня Морозова"
" .А то раз ворону на снегу увидал . Сидит ворона на снегу и крыло отставила, черным пятном на белом сидит. Так вот эту ворону я много лет забыть не мог. Закроешь глаза - ворона на снегу сидит. Потом "Боярыню Морозову" напи ...
Семиотические и символические концепции культуры
В рамках семиотич. концепции культура рассматривается как знаково-символьная система. Семиотика – это теория, изучающая свойства знаков и знаковых систем. Примерами знаковых систем явл. естественные разговорные языки, системы положений на ...
Мерс Каннингхэм
Ранний интерес к разным видам танца: бальному, народному, чечетке и степа привел Мерса Каннингхэма в 1937 году в Школу искусств. Здесь бывшая танцовщица труппы Марты Грэхем, Бонни Берд обучала его по системе Грэхем. Одновременно он увлека ...