Мы называем эпохой древнерусской музыки очень большой период времени. Он охватывает почти восемь столетий - от возникновения Русского государства в IX веке до реформ Петра I в конце XVII века. Все это долгое время русская музыка развивалась в двух областях - народной и церковной музыке.
Вспомним особый слой профессиональных музыкантов, который выделился в народной среде в то далекое время, - скоморохов. Так называли на Руси бродячих музыкантов, актеров, певцов и танцоров. Свои выступления скоморохи (их еще называли "потешниками") обычно сопровождали игрой на различных инструментах. Скоморохи ходили от деревни к деревне, пели, играли, устраивали представления. Иногда они нанимались на службу к какому-нибудь князю, иногда в своих путешествиях становились купцами. К их числу принадлежит киевский сказитель Боян, воспетый Пушкиным в поэме "Руслан и Людмила" и Глинкой в одноименной опере.
Уже в наши дни археологи при раскопках в Новгороде нашли множество музыкальных инструментов, принадлежавших когда-то скоморохам.
Церковная музыка в Древней Руси существовала в виде хорового пения без инструментального сопровождения. Музыкальные инструменты в православной церкви были запрещены. Более того, инструментальная музыка считалась греховной, бесовской. В такое противопоставление был заложен духовный смысл. В те времена считали, что в православном зале должно звучать только ангелоподобное пение, которое является отголоском небесной музыки. Такое пение воплощало в себе идеал красоты и дарило людям ощущение благодати, очищения, утешения, учило любить Бога и ближних. Исключение составляло только искусство игры на колоколах, получившее развитие в разнообразных формах простого звона, перезвона, трезвона и т.д.
Церковное пение служило образцом высшего профессионализма, воплощалось в самых различных формах в практической и теоретической системе, которая получила название "система осмогласия", т.е. чередование групп напевов по периодам в восемь недель. Древнерусские песнопения - стихиры, тропари, кондаки - по вдохновению, профессионализму исполнения и силе художественного выражения не уступают ансамблям древнерусского зодчества, фрескам Феофана Грека и Андрея Рублева.
Надо учитывать то, что у знаменитых песнопений не было конкретного автора. Человека, который их создавал, называли распевщиком. Он являлся интерпретатором, а не творцом новых песнопений. Они никогда не ставили своего имени. Ведь писали они эту музыку для Бога, а Бог и так знал, кто они. Кроме того, эти гимны можно считать плодом коллективного творчества. Каждый из них вносил в них какие-то изменения, дополнения, поправки. Как и в народных русских песнях.
Мы знаем, что народная музыка в те времена по традиции передавалась от поколения к поколению устно, "из уст в уста". Культовая музыка в эту эпоху записывалась особыми знаками, получившими название знамен, из которых самыми распространенными были крюки. Поэтому древние музыкальные рукописи называют знаменными, или крюковыми. Их расшифровка в наши дни стала одной из сложных и интересных задач музыкальной науки. Крюковые рукописи XI-XVI веков большей частью еще не расшифрованы.
В XVII веке музыкальная культура нашей страны, особенно хоровая, достигла очень высокого уровня. Это было время, когда наряду с традиционными жанрами музыкального искусства активно рождались новые жанры и формы. До этого хоровая музыка была одноголосной. Теперь ей на смену пришло многоголосие. А на смену крюкам пришла нотная запись, и возник стиль "партесного пения". Так тогда называли пение по нотам кантов и хоровых концертов. Эти концерты были важной переходной ступенькой от церковной к светской профессиональной музыке.
Еще по теме:
Альтернативные способы изготовления изделия и его
элементов
Образец изделия был выполнен при помощи выпиливания лобзиком из листового алюминия, стенки, ключ и дно представляют собой узорчатые решетки.
Ножки выполнены литьем по выплавляемым моделям.
Боковые стенки крепятся друг с другом и дном за ...
Проблемы культуры в рамках ''философии жизни''
В философии Вожрождения и Нового времени сформ-сь классич-я конц-я культуры, основ-я на принципах гум-зма, рац-зма и историзма. И в ее рамках сформ-ся идеал чел-ка как разумная крит-ки мыслящая, независ. творч. личность. Культ. прогресс м ...
Крито-микенская культура
Источником культуры Древней Греции стала крито-микенская культура, сформировавшаяся в районе островов и побережья Эгейского моря, вероятно, не без влияния культуры Древнего Египта. Ранняя цивилизация на Крите существовала в III–II тысячел ...