Общественные функции некоторых явлений сознания и культуры, включая утопию, определяются не только теми значениями, которые выражают их подлинную сущность, но и мнимыми значениями, закрепляющимися за ними в силу каких-то внешних обстоятельств.
|
|
|
|
Утопия превратилась со временем в своеобразный символ границы, очерчивающей пределы “практически неосуществимого» и тем самым как бы предостерегающей от определенных действий, как непродуктивных или даже контрпродуктивных, от вторжения в некоторые сферы деятельности. То есть утопии присуща ограничительная функция.
|
|
Важная черта, роднящая утопию и миф, это мотив катастрофы, широко представленный в утопической литературе разных эпох. Вступление в Утопию связывается нередко с катастрофическими событиями, наиболее характерными формами, которых оказываются революция и война. Катастрофа - природная или социальная,— разрушая несовершенные общественные структуры расчищает «площадку» для построения Утопии, для создания гармонических отношений между обществом и природой, между человеком и человек. В утопиях часто встречается мотив гармонизации хаоса через социально - политическое насилие, который имеет глубокие мифологические корни.
Еще по теме:
Архаический период
Политика. Культура периода архаики начала складываться уже с конца VIII в. до н.э. Тогда начинается колонизация, благодаря которой влияние греческой культуры распространилось с материка на соседние регионы Малой Азии. В свою очередь греки ...
Учение о внутренней структуре
культуры
Существует множество концепций, делящих культуру по разным основаниям, прежде всего на материальную и духовную (традиция, идущая еще от археологов и отчасти философов). С точки зрения собственно культурологии, подобная дихотомия не позвол ...
Досуг как условие развития культуры
- В первобытном обществе духовная культура формируется как продукт досуговой деятельности людей, т. е. деятельности непроизводительной, совершающейся в свободное от производительного труда время.
- Первыми людьми, частично или полностью ...