Фольклор способствует творческому развитию детей и молодежи в мире сказок, былин, преданий. Находки многовековой истории духовных традиций, систематизированные в фольклоре, должны использоваться при построении современной модели воспитания.
Рассмотрим практическое применение и потенциал пословиц в национальном воспитании.
Трудно переоценить значение трудового воспитания в общей системе народной педагогики, оно действительно является её сердцевиной. С древнейших времён трудовое воспитание детей и молодёжи являлось важнейшей обязанностью родителей, а затем и учебных заведений и других общественных институтов. Именно поэтому пословиц, восхваляющих труд и высмеивающих лень великое множество у народов всего мира.
Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож (русская пословица).
Велик телом, да мал делом (русская пословица)
Маленькое дело лучше большого безделья (русская пословица)
Любишь кататься – люби и саночки возить (русская пословица)
Нужно наклониться, чтоб из ручья напиться (русская пословица)
Гультай за работу, а мазоль за руку (белорусская пословица)
Любовь к родине, своей родной земле – важнейшая тематика в воспитании патриотизма.
Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.
Родина – мать, умей за нее постоять.
У чужой еды и вкус чужой.
Каждый кулик свое болото хвалит.
Где выросла сосна, там она и красна.
Лебедю степь ни к чему, дрофе – озеро.
В своем болоте и лягушка поет.
Дома и стены помогают.
На своей улице и собака – тигр.
Свая хатка, як родная матка.
Особое место в системе афоризмов занимают пословицы, поучающие уважению старших.
Шануй людзей, то i цябе пашануюць. {4; 302}
Старога паважай, малога павучай.
Пословицы и поговорки в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости.
Разгадывание загадок
развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей «поэтический взгляд на действительность».
Отражая живописные пейзажи родины, полные красок, звуков, запахов, загадки способствуют воспитанию эстетических чувств.
Пушистый ковер
Не руками ткан,
Не шелками шит,
При солнце, при месяце
Серебром блестит (снег)
Загадки помогают детям познавать окружающий мир, знакомят их с миром вещей.
Вот примеры загадок о предметах домашнего обихода.
Два кольца, два конца, посередине гвоздик (ножницы)
Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу, когда спать, когда встать, когда работу начинать (часы)
Загадки обращают на повадки животных, в загадках об овощах и фруктах, растениях и ягодах указывается особое внимание на особенности внешнего вида.
Зимой спит, летом ульи ворошит (медведь)
Мохнатенькая, усатенькая, по кладовкам рыщет, сметанку ищет (кошка)
Круглое, румяное с дерева достану я (яблоко)
Низок да колюч, сладок да пахуч, ягоды сорвешь – все руки обдерешь (крыжовник)
Ценность загадки в том, что она в высокопоэтичной форме отражает хозяйственную и трудовую деятельность человека, его быт, опыт, флору, фауну, мир в целом и до сегодняшних дней имеет огромное художественное значение в воспитании детей.
Еще по теме:
Иконические знаки
Иконические знаки - это принципиально иной класс знаков, по сравнению с естественными и функциональными. Иконические (от греч. — изображение) знаки — это знаки-образы. Определяющей чертой иконических знаков является их сходство с тем, что ...
Цивилизация и культура
Культура - Латинское слово cultura вошло в обиход европейской мысли лишь во второй половине XVIII века, когда латынь перестала быть живым языком и даже - универсальным средством интеллектуально-ученых общений образованных людей. Присвоенн ...
Контроль качества отливок, виды брака и меры его предупреждения
Контроль качества отливок осуществляется визуально или с помощью специальных приборов. Изготовление отливок по вакуум-процессу сопровождается следующими видами брака:
– увеличенная шероховатость поверхности, которая может возникать из-за ...