Проблемы культуры в рамках ''философии жизни''

Информация о культуре » Основы культурологии » Проблемы культуры в рамках ''философии жизни''

В философии Вожрождения и Нового времени сформ-сь классич-я конц-я культуры, основ-я на принципах гум-зма, рац-зма и историзма. И в ее рамках сформ-ся идеал чел-ка как разумная крит-ки мыслящая, независ. творч. личность. Культ. прогресс мысл-ся как распр-е знаний, ист-х идей, рост разумности и созн-ти чел-ка, достигаемый1 ср-вами образ-я , просвещ-я и восп-я. В конце 19-20 вв в зап. фил-и возн. нов. представления, кот. отказались от классич. концепций к-ры. В этот пер. в зап. фил-и сформ-сь сильн. иррац-е напр-е. Иррац-зм – это обозн-е фил-х напр-й, кот., в противоп-ть рац-зму, отриц. или огранич. возм-ти разума в позн-ии тв-ве. Они выдвиг. на 1-ый план внерац-е аспекты дух. жизни чел-ка(волю, инстикты, чувства, воображ-е, бесс-е, интуицию). В иррац-ме культ разума и акт-ти чел-ка замен-ся его резк. критикой. Ист. оптимизм замен-ся пессимизмом, а идеи обществ. и культ. прогресса – неверием в него. Среди иррац. напр-й заметн. место заним. «фил-я жизни». Она сформ-сь в кон.19-нач.20 вв. Осн. понятием явл-ся пон-е жизни. Жизнь противоп-ся стат. бытию и поним-ся как вечное движ-е и становл-е, как созид-е и саморел-я чел-ка в разл. формах к-ры. В рамках фил-и жизни сформ-сь 3 осн. школы: «фил-я воли» Ницше, академ. «фил-я жизни» Дильтея, теор. творч. эвол-и Бергсона.

1)Ницше предлаг. нов. поним-е чел-ка. В отл-и от гуманистов и просвет-й, Ницше счит., что чел. вовсе не явл. венцом прир., ее высш. творением. На протяж-и тыс-й происх. разруш-е чел. как биол. вида. Ницше выдвиг. полож-е о том, что чел-к – это неустанов-ся животное. В отл-и от др. биол. видов, он наход. в проц. становл-я. Он предл. нов. поним-е к-ры, дает крит. анализ совр. ему к-ры. В работе «Рождение трагедии из духа музыки» он сопоставл. 2 начала – аполл-е и дионис-е. Аполлон – бог солнца, света, гармонии, красоты, меры. Апол-е нач. Ницше оценив. как созерц-е, интеллект-е, рац-е. Дионис – бог своб., расков-ти, прир. инстинктов, стихии жизни. Дион-е нач. Ницше отожд-ет с трагич-м, интуитивн., иррац-ным комп-м к-ры. Он полаг., что менталитету греков и их к-ре были присущи оба нач. И в этом 1 из причин расцвета их к-ры. В дальн. в зап. к-ре было утрачено дион. нач., возобладало рац-е. В этом 1 из причин кризиса совр. к-ры. Др. закл-ся в том, что она основна на принц-х христ. морали(негат. отн-е к христ-ву). Ницше счит., что христ-во – это порочн. культ. принцип, это религия слабых, униж-х рабов. Она отриц. свободу мышл-я и самост-ть действий чел-ка. Воля к власти – это главн. понятие в его фил-и, главн. крит-й люб. обществ. явл-я.

Ницше счит., что необх переоценка ценностей, нужно отброс. мораль рабов и возрод. мораль господ – идеал сильн. и своб. личн-ти. Мораль господ должна быть основ. на след. принц-х: призн-е безусл. ценности жизни, прир. неравенства людей, право сильного - сильн. чел. не связ. никакими мор. требов-ми, он наход-ся по ту стор. добра и зла. Свой идеал чел-ка Ницше воплотил в идеале сверхчел. Его образ выставлен ч/з отрицание средн. чел., чел-ка толпы. Ницше наделяет его демонич., дионис. чертами. Прообраз он видел в героях античности и Возрождения. Ницше полагал, что в совр. общ-ве сверхчел-ка еще не было, его необх. вырастить. В этом и закл-ся задача чел-ва. Понятие сверхчел., волюнтаризм и плюрализм учения Ницше, содерж-ся в нем антихрист. идеи были заимст. у Ницше идеологами фашизма. В то же время в его учениях есть положения, кот. шли вразрез с идеологией и практикой фашизма: он выступ. против всех форм масс. созн-я, против обезличив-я общ-ва.

Совр. к-ру он рассм-л как массовую, мех-ю, коммерч-ю, предназнач-ю для развлеч-я («к-ра торгашей»). В зап. к-гии Ницше счит-ся одним из идеологов контрк-ры(60-70гг).

2)Зиммель в своей работе «Конфликт совр. к-ры» пыт-ся показать, почему понятие жизнь выдвиг-ся на 1 план фил-ей 20в.(18в.-природа, 19в.-общ-во). Происх. разруш-е стар. форм к-ры. Понятие жизнь исп-ся для выраж-я динамизма соц. и культ. явл-й 20в. В уч-ях Дильтея и Зиммеля оно отлич-ся субьективизмом(жизнь отд. чел-ка). Зиммель сводит содерж-е жизни к чувству, мысли и опыту индивида. Он счит., что жизнь – это уник. творч. процесс, кот. искл-ет всеобщность и законом-сть(в общ-ве нет законов). Чел. история – есть взаимод-е случайных, уник-х, неповтор-х судеб. Т.о. понятие обществ. закона замен-ся понятием судьбы. Судьба может быть постигнута только ч/з интуицию(не ч/з разум). Дильтей и Зиммель рассм. вопрос о том, чем разл-ся науки о природе и о духе(естеств-е и истор-е). Причем науки о к-ре они относят к сфере ист. знания. Осн. методом ист. наук провозглаш-ся непоср-нно переживния ист. событий и их истолк-е. Иск-во истолк-ния лит. памятников и письм. зафиксир-х проявлений жизни назыв-ся герменевтикой. Дтльтей полагал, что историк должен воссоздавать не только изм-я в мат. к-ре, но и побудит-е мотивы истор. деят-ти людей. Без выявл-я этой субьективн. стороны нельзя до конца понять, почемц ист. событие принимает ту или иную конкр. форму.

Еще по теме:

Ценности русской культуры
Важнейшую роль в формировании русской культуры сыграла русская крестьянская община. Поэтому ценности русской культуры в большой степени являются ценностями русской общины. Среди них древнейшей и важнейшей является сама община, «мир» как о ...

Характеристики композиции
Можно грамотно построить тени и перспективу, подобрать цветовые сочетания, шрифтовое оформление, но работа не станет своеобразной и выразительной. Для того чтобы сформировать художественный образ, придать ему эмоциональность и создать нас ...

Развитие украинской культуры в эпоху социализма
Советская У. л. развивалась под благотворным воздействием освободительных идей великой русской лит-ры, в особенности — социалистических идей русской пролетарской лит-ры, её величайшего представителя, основоположника, гениального писателя ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы