После революции гос-во свою главную задачу в области кул-ры выделило в преодоление кул-ного неравенства, открытия доступа трудящихся к культ. ценностям, создание кул-ры для всего народа, а не для отдельных людей. С этой целью была проведена национализация учреждений кул-ры. В совет. период существовала монополия гос-ва в сфере ку-ры – гос-во планировало, финансировало, направляло кул. деятельность в стране. Гос-во выделяло значительные средства на развитие образования и науки. В совет. период преобладали командно-администр. методы управления культурой. Существовало строгая регламентация культурной жизни.
В сер. 80х г.г. в развитии нашей кул-ры и общества начался новый период: смена экономического и политического строя. Происходит отказ от монополии гос-ва в сфере кул-ры. Но вместе с тем кул-ра лишается и фин. поддержки со стороны гос-ва. Сегодня по отношению к кул-ре действует остаточный принцип финансирования. Идут процессы коммерциализации во всех сферах кул-ры и видах кул-ры.
Кул-ра и рынок.
В капитал. странах одним из главных регуляторов кул-ной деятельности становится рынок. Производство на рынок означает, что произведения кул-ры превращаются в товар. Соответственно успех художника определяется спросом на его продукцию на рынке. В этих условиях возникает сложная дилемма между свободой творчества и зависимостью художника от коммерческого успеха. Рыночная цена произведения кул-ры не всегда соответствует его дух. ценности. Освобождая художника от диктатуры церкви и гос-ва, рынок ставит его в сильнейшую зависимость от колебаний коммерческого спроса. Жесткость рыночных регуляторов в определенной мере смягчается меценатской деятельностью.
Меценатство и его роль в развитии кул-ры
Сам термин «меценатство» происходит от имени Древне Римского полит. деятеля Гая Цильния Мецената, кот. оказывал помощь кружку поэтов в 1 в. до н.э.
Меценатство – это особая форма воздействия на развитие кул-ры, творчество тех или иных художников. Матер. поддержка деятелей кул-ры может служить достижению различных целей: экономических, полит., идеологических. Меценатство предполагает и бескорыстную поддержку высокого искусства, далекую от соображений престижа и утилитарности.
Мецен-во получило широкое распространение в эпоху Возрождения. В 15 в. во Флоренции меценатами были купцы и банкиры Медичи, в особенности Лоренце Медичи. История русской кул-ры знает не мало примеров меценатства. В кон. 16 - нач. 17 в.в. Строгановы покровительствовали творчеству наиболее искусных иконописцев. Расцвет рус. меценатства приходится на вторую половину 19 нач. 20 в.в. Мамонтов (ж/д олигарх) в своем подмосковном имении Абрамцево создал кружок художников, композиторов, писателей, кот. стал одним из центров развития рус. кул-ры. В Москве 1885 г. Мамонтов создал частную рус. оперу, стал ее режиссером.
П.М. Третьяков с 1856 г. постоянно покупал картины рус. худ-ков (передвижников), собрал богатую галерею рус. живописи, а в 1893 г. передал ее в дар Москве.
С.Т. Морозов был меценатом МХАТа. Морозовы известны также как создатели музея зап. искусства.
Щукины создали музей современной зап. живописи, Большой музей рус. старины.
Еще по теме:
Приёмы графической подачи в цветном решении эскизов
Большие изобразительные возможностей содержит цветная графика. Отличие графики от живописи – в минимуме цветов (хроматических) в композиции. При ограниченном количестве гармоничных цветов требуется, чтобы составляющие композицию цвета был ...
Военная живопись 1941-1945гг
Тяжелейшим испытанием для страны стала ВОВ с Гитлеровской Германией. Когда разразилась вторая мировая война, история мирового искусства пережила чрезвычайные события. Социальные движения тех лет вызывают революционные течения художественн ...
Стили садово-паркового искусства в Англии
ландшафт пейзажный парковый искусство
После войны (1642–1649) в Англии начался динамичный период развития стилей и направлений в искусстве. Впервые в Англии было создано несколько уникальных, не имеющих аналогов в Европе так называемых « ...