К-ра возникла вместе с возн-ем общ-ва. К-ра и общ-во – это формы небиол. организации, совместн. жизнедеят-ти людей. М/у ними сущ. и разл-я: если интерпретир-ть общ-во ч/з деят-ть, т.е. рассм-ть как коллект. субьект деят-ти, то к-ра выступ. как способы, ср-ва и рез-ты деят-ти. Если понимать общ-во как продукт взаимод-я людей, то к-ра выступ. как качеств. сторона этого взаимод-я. Особ-ти соц. сис-мы(общ-ва) опр-ся его культ. основой(ценн-ми). Во все времена сущ-л интерес к к-ре как к соц.явл-ю, стремл-е понять место и роль к-ры в жизни чел-ка и общ-ва.
Осн. соц. ф-ции к-ры:
1. познавательная. Ее выполн. фил-я, наука, иск-во. Научн. и худ. позн-е имеют свои особ-ти, они не дублируют, а дополняют и обогащают др. др. Наука изуч. в явл-ях и предметах общ. и необх-е, она стрем-ся за явл-ми обнаруж. сущность, за сов-тью фактов – законом-ти разв-я. Осн. задачи науки – это обьяснение и предсказ-е. Научн. зн-е сконцентрир. в понятиях, категориях, принц-х, законах, кот. приним. формализов-й хар-р. Худ. позн-е явл-ся образным и наглядным. С пом-ю иск-ва мы познаем разл. ист. эпохи, человека, его дух. мир и психологию.
2. функция ист. преемств-ти. Накопл-е, сохран-е и передача соц.опыта. Благ. к-ре, соц. опыт передается как от 1 покол-я др., так и в пределах жизни одного покол-я м/у странами и народами. К-ра – это ист. память чел-ва.
3. коммуникативная. Должна сущ-ть пост., устойчивая, разностор-я и мобильн. сис-ма коммун-й. Общая теория комм-й Маклюэна: разв-е ср-в комм-и опр. общ. хар-р к-ры и смену ист. эпох. Типы к-ры:
устн. речи, уст. прод-и; письм. и печатн. прод-и; электр. тип к-ры. Классиф-я типов комм-й: традиц-й(в локальн., сельск. среде), функц-но-ролевой(в город. среде, в усл-ях значит. дифференц-ти видорв деят-ти и образа жизни), массовый(в совр. масс. общ-ве, озн. распр-е инф-и одноврем. для больш. числа людей).
4. интегративная. К-ры явл. важн. фактором, обесп. целостность и уст-ть общ-ва. В роли консолид-го фактора выступ. такие эл-ты к-ры, как язык, символы, ценн-ти, нормы к-ры.
5. социализирующая. К-ра способств. формир-ю соц. кач-в, св-в, навыков, приобщ. чел-ка к существ-м в общ-ве ценн-тям, нормам, традициям.
6. регулятивная. К-ра регулирует повед-е чел-ка, отн-я м/у людьми.
7. эгоистическая. Способств. творч. деят-ти чел-ка, разв-ю воображ-я, мышл-я,интуиции, оценочн. деят-ти.
компесаторная. Важная форма компенсации – праздник. Ее выполняют иск-во и религия. Религ. дает чел-ку иллюзорн. надежду и утешение. Происх. мним. снятие противоречий и конфликтов. Важным явл-ся психол. аспект комп. ф-ции религии, кот. наиб. отчетливо проявл-ся в покаянии и молит
Еще по теме:
Политический смысл комедии И. А. Крылова «Трумф», или «Подщипа»
К концу столетия, на взгляд Ольги Гончаровой, русская литература, прошедшая очень сложный путь освоения новых эстетических моделей, через драматические поиски художественного модуса письменной речи, получает, наконец, некоторую самодостат ...
Всеобший экономический кризис 1929 г. и развитие дизайна на Западе
Кризис на товарном рынке Зап. проявился в значит-м перепроизводстве товаров наряду с резким падением спроса на них. В конкурентной борьбе выигрывал тот, кто предлагал товары с более высоким уровнем потребительских свойств. Красивые и удоб ...
Понятие
«искусство»
Чтобы вести разговор о кино – как о виде искусства, необходимо разобраться, что мы вкладываем в эти понятия. Современный толковый словарь определяет искусство - как художественное творчество в целом - литература, архитектура, скульптура, ...