Своеобразие культуры России, ее место и роль в мировом культурно-историческом прогрессе

Информация о культуре » Основы культурологии » Своеобразие культуры России, ее место и роль в мировом культурно-историческом прогрессе

Страница 1

На характер рус. кул-ры большой влияние оказали особенности природы России. Суровый климат русской равнины, лес, реки, степи, бескрайние просторы – все это формировали основы отечественной кул-ры (мировоззрение народа, характер его расселения, связи с др. землями, тип хоз. деятельности, отношения к труду, организацию соц. жизни, фольклорные образы, народн. философию).

Ключевский: природа приучила русского чел. к чрезмерному напряженному кратковременному труду. Поэтому ни один народ не мог так напряженно трудиться. Борьба с природой требовала от рус. людей совместных усилий. Поэтому устойчивыми понятиями стали: наваливаться всем миром и аврал. Природа вызывала у чел. восхищение – фактическое отношение. Фатализм рус. чел. сочетался с стихийно-реалистич. отношением к жизни.

Не рационализм, а интуитивизм доминировал в сознании рус. чел. У рус. чел. больше восточной, византийской иррациональности, чем западной рациональности. Эмоции преобладают над разумом, страсти над интересами. У рус. людей преобладало наглядно образное и действительное мышление. Природа оказывала большое влияние и на характер русского искусства. Об этом пишет Д.С. Лихачев в работе «Заметки о русском». Издавна русская кул-ра считала волю и простор главным эстетическими и этическими ценностями.

Большое влияние на характер русской кул-ры оказал экономический фактор. Исторически сложилось так, что на протяжении веков основной хозяйственной единицей в России была община – с коллективным пользование землей и внутренним самоуправлением. Общинная организация хозяйства оказала влияние на формирование ценностей русской кул-ры: приоритет коллективного начала над личным, отзывчивость на чужую беду, взаимопомощь, милосердие и сострадание, гостеприимство.

На своеобразие русской кул-ры оказали влияние особенности политико-правого развития России. В первые века существования славяно-русского гос-ва успешно развивали демократические формы правления (вече). В отличие от запада, где кул-ра впитала правовые нормы, разработанные еще в Древнем Риме, на Руси всегда существовал приоритет морали над правом. К тому же судебные нормы (Русская правда) были более гуманны. Недооценка правовых норм, их незнание определяли на всем протяжении истории России низкую правовую культуру.

На своеобразие русской кул-ры большое влияние оказал геополитический фактор: промежуточное положение России между цивилизациями запада и востока. Проблема цивилизации принадлежности России, ее отношение к западу и востоку стало предметом теоретического расследования в 19в.

Чаадаев признавал своеобразие цив-ного развития России, но видел его в том, что мы никогда не развивались вместе с др. народами, не принадлежали ни к одному из семейств чел. рода, ни к западу, ни к востоку.

Западники связывали будущее России с ее развитием в русле европейских традиций.

Славянофилы связывали будущее России с развитием самобытной, самодостаточной русской культурой.

Данилевский наиболее перспективным считал славянский тип кул-ры, наиболее полно выраженный в русской кул-ре

Тойнби рассматривал Россию как дочернюю зону православной Византии. Аналогичные мысли высказывал Леонтьев.

Большое внимание уделял этой проблеме Плеханов: в России идут 2 процесса параллельных друг другу, но направленные в различные стороны. С одной стороны происходит европеизация высшего культурного слоя, а с др. стороны происходит усиление азиат. способа производства и восстановления деспотии. Это порождает разрыв между народом и интеллигенцией. Россия не объединяет восток и зап., а противопоставляет, даже разрывает эти 2 мира.

Н.А. Бердяев считал, что в Росси соединяются вост. и зап. как 2 потока мировой истории, причем это соединение превращает Россию не в некий интеграц. вариант, а в арену столкновения и противоборство западных и вост. элементов. Промежуточное положение России между востоком и зап. порождает глубокую противоречивость в рус. кул-ре ее раздвоенность и внутренний раскол.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Сигналы
Сигналы — знаки извещения или предупреждения. Со значением, которое придается наиболее распространенным и общепринятым в данной культуре сигналам, люди знакомятся с детства (например, значение цветов светофора). Значение многих специальны ...

Эволюция искусства живописи
Эволюция – процесс развития состоящий, из постепенных изменений. Еще с начала времен человечество начало процесс эволюции. Люди становились умнее, цивилизованней, появилась мораль и т.д. Но эволюционировало не только человечество, но и п ...

Развитие украинского архитектурного барокко. Роль Ивана Мазепы, как мецената украинской культуры
Характеризуется умеренными орнаментами и упрощёнными формами и иногда рассматривается как предшественник конструктивизма. Сохранились многие образцы украинского барокко, включая ансамбль Киево-Печерской лавры, Софийского собора, Выдубецко ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы