Лукреций Кар

Информация о культуре » Развитие знаний о живой природе в период эллинизма » Лукреций Кар

Страница 1

Блестящим представителем античного материализма, не только пропагандировавшим, но и развивавшим идеи Демокрита, был римский поэт и философ Лукреций Кар (99-55 или 95-51 до н.э.). Он является автором поэмы «О природе вещей» (De rerum natura). Поэма состоит из шести книг; последняя из них не закончена.

Созданная под тройным влиянием – Эмпедокла, Демокрита и Эпикура – философия Лукреция не может считаться оригинальной; автор «О природе вещей» несмотря на выдающийся ум был не столько самобытным мыслителем, сколько блестящим и многосторонне образованным популяризатором, что не мешало ему по целому ряду вопросов иметь много своих собственных соображений.

В бессмертной поэме «О природе вещей» Лукреций утверждал бесконечность вселенной и допускал возможность жизни на других, отдаленных от Земли мирах. Природа, по мысли Лукреция, никем не создана и управляется присущими ей самой законами.

Если усвоил ты это, должна пред тобою природа

Вечно свободной предстать, не подвластной властителям гордым,

Движимой волей своей, от богов независимой вовсе.

Мир материален, все тела природы состоят из атомов («первичных телец») и повержены изменениям. Следуя за Эпикуром, Лукреций особенно подчеркивал и развивал мысль о спонтанном отклонении атомов друг с другом, что в свою очередь являлось источником образования новых тел природы.

Их естественное, самопроизвольное возникновение Лукреций распространял и на живые существа, которые по его мнению. Зарождаются из земли под влиянием влаги и солнечного тепла.

Краской зеленой цветущие всюду луга заблистали.

Вслед же за этим назначено было различным деревьям

В воздух открытый расти, состязаясь усердно друг с другом.

Животные, согласно Эпикуру (учение которого развивал Лукреций), возникли из растений. В частности, он думал, что бабочки – это цветки, оторвавшиеся от стеблей и получившие способность летать по воздуху. Сходно с Демокритом и Эпикуром представлял себе Лукреций возникновение сначала бесчисленных уродливых, неприспособленных к жизни живых существ, и потому погибавших, а затем наряду с ними появление таких, которые могли нормально осуществлять необходимые для жизни функции – движение, питание, защиту от врагов и размножение.

Много диковин и чудищ земля создала в этом роде.

Но понапрасну! Природа развитие им преградила,

Сил не хватало у них, чтобы зрелости полной достигнуть,

Чтобы достать себе корм и сходиться для дела Венеры.

Развитие организма Лукреций представлял себе как результат смешения мужского и женского «семени», причем это смешение обусловливает передачу потомству признаков, присущих отцу и матери.

Также случается часто, что дети походят на предков

Дальних и прадедов воспроизводят черты родовые

В силу того, что в родительском теле бывает порою

В виде сокрытом большое количество телец первичных,

Кои к отцу от отца переходят от первого предка.

Вот почему производит Венера различие в лицах

И придает иным голос, фигуру м волосы предков.

Лукреций представлял себе, будто первые люди появились из выросших на земле «маток».

Выросли некие матки, корнями к земле прикрепившись,

Кои раскрылись, когда их зародыши в зрелую пору

От мокроты захотели бежать и нуждались в дыханьи…

Психическую жизнь человека Лукреций объяснял материалистически. Душа человека, по его мнению, как и все в мире, состоит из мельчайших и наиболее подвижных «первичных телец», она неразрывно связана с телом и смертна, подобно последнему.

…Вместе с телом родится душа, как сказал я уже выше,

Вместе растет и под бременем старости вместе же гибнет.

Ощущения, по мысли Лукреция, являются следствием отделения от воспринимаемых чувствами тел «первичных телец», достигающих органов чувств. Приятными или, наоборот, неприятными для глаза, уха, органов обоняния и вкуса ощущениями являются те, которые порождаются в первом случае нежными и гладкими, а во втором случае – грубыми тельцами. Так, на уровне современных ему представлений Лукреций пытался установить закономерную связь между объективным миром вещей и субъективными восприятиями организма; пытался слить воедино оба эти мира, немыслимые раздельно, вне взаимозависимости .

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Молодежные субкультуры в современной России
Что же предопределяет российскую специфику субкультурных образований в молодежной среде, а точнее — их слабую развитость в традиционном для Запада понимании? Три фактора, как нам представляется, здесь играют основную роль. Первый — социа ...

Создание Союза дизайнеров СССР и Союза дизайнеров Беларуси
В 1987 г. в Москве в Колонном зале Дома Союзов собрались представители дизайнерских организаций со всех концов СССР. Речь шла о создании собственного творческого союза, Союза дизайнеров СССР. В уставе союза была сформулирована его цель: « ...

Национальная хореография Татарстана
Эти слова великого татарского поэта о народной песне могли бы стать эпиграфом нашей главы о национальной хореографии. В татарском фольклоре песня и танец тесно связаны между собой, часто дополняют друг друга, обогащая палитру выразительны ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы