Культурология объединяет теоретический и исторический пути изучения культуры. Её определяют, например, как "комплекс наук, изучающих культурное поведение человека и человеческих общностей на разных этапах их исторического существования" .
На Западе это предложение - создать особую науку о культуре - не принято. Культура там изучается в границах антропологии. Именно антропология и является источником культурологии как науки.
Однако познание всегда начинается с фиксации и рассмотрения отдельных явлений. Тогда предметом культурологии на уровне действительности в первом приближении будет "сложный функциональный комплекс средств и механизмов взаимопонимания и взаимосогласования процессов жизнедеятельности людей". Современное значение термина "культура" весьма многообразно и часто неопределённо. Достаточно напомнить, что под культурой сегодня понимают не только состояние или характеристику общества и человека вообще, но и вполне конкретную совокупность технологий, обычаев, традиций, образ жизни, государственность и т.п. - "культура Древней Руси", "культура античного мира", "Запад" или "западная культура", "Восток" или "культура Востока" и т.п. Именно в этом смысле говорят, например, о многих культурах, о сравнении культур, о диалоге и взаимодействии культур. В этих ситуациях термином "культура" обозначается реально существующая культура, созданная в определённом ареале. Такую культуру обозначают термином "локальная культура".
На Западе культура, как уже сказано, изучается комплексом антропологических дисциплин. Один из основоположников западной антропологии этнограф, этнолог и антрополог Э.Б. Тайлор (Тэйлор) в 1871 г. опубликовал книгу "Первобытная культура", классическую работу по антропологии, в которой первая глава назвалась "Наука о культуре", вторая - "Развитие культуры".Э.Б. Тайлор предложил понимать культуру как "целостный комплекс, который включает в себя знания, верования, искусство, нравы, право, обычаи и все прочие способности, характерные черты и привычки, усваиваемые человеком как членом общества".
В бывшем СССР культуру в течение долгого времени определяли как "совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком". Такое определение до сих пор встречается в некоторых учебниках культурологии (например, в учебнике Д.А. Силичева "Культурология" указывается, что культура - "все достижения человечества, всё созданное человеком"). При таком понимании из понятия культуры фактически выпадает человек; культура становится похожа на музей или склад, где собраны эти самые ценности, созданные человеком. Так понимаемая культура статична: ведь ценности, будучи однажды созданы, продолжают существовать неизменными; значит, культура может изменяться только путём простого добавления новых ценностей или уменьшения их числа, то есть только количественно, но не качественно.
Отмеченное многообразие определений культуры появляется как неизбежное следствие её сложности. Ведь бесконечно сложный объект сдержит бесконечно большое количество аспектов, сторон, граней и т.п., каждая из которых приобретает особое значение в определённой познавательной ситуации. Познавательная ситуация задаётся научной школой, к которой принадлежит исследователь, его мировоззрением и менталитетом, конкретным социальным и историческим контекстом. В фиксированной познавательной ситуации первостепенную важность приобретает необходимость решить вполне определённую конкретную проблему; при этом культура исследуется приёмами, используемыми определённой научной школой на данном этапе истории. Тогда и возникают различные определения культуры. Каждое из них выдвигает в качестве важнейшего какой-то аспект или грань культуры, каждое содержит часть истинного знания о культуре.
Поэтому иногда предлагается все или большую часть известных определений культуры объединить, записав через запятые, и рассматривать как одно большое, "развернутое определение": ведь каждая из предложенных различными исследователями дефиниций схватывает одну из существенных сторон культуры. Это - тоже слишком простой подход, поскольку тогда получается, что культура определяется через обыкновенное перечисление различных её сторон, аспектов, свойств. Но вследствие бесконечной сложности культуры количество её сторон и аспектов практически бесконечно, к списку всегда необходимо добавлять новые и новые свойства.
По-видимому, выработать единственное абсолютно истинное определение культуры невозможно, поскольку культура является характеристикой (параметром, стороной, "срезом") бесконечно сложного феномена - общества в его взаимодействии с человеком и природой. Именно бесконечная сложность предопределяет и потенциально бесконечное множество познавательных ситуаций, в каждой из которых вновь и вновь возникает необходимость соответствующих определений культуры.
Еще по теме:
Социальные детерминанты развития физкультурно-спортивного движения в Татарстане
Физическая культура и спорт - это не только "целесообразная двигательная деятельность человека", не только совокупность специальных средств и методов направленного развития физической дееспособности людей, но и объективные эконо ...
Развитие украинской культуры в эпоху социализма
Советская У. л. развивалась под благотворным воздействием освободительных идей великой русской лит-ры, в особенности — социалистических идей русской пролетарской лит-ры, её величайшего представителя, основоположника, гениального писателя ...
Роль русского языка на Украине
россия украина культурный
Широкое распространение русского языка среди украинцев (при наличии значительной по численности – около 17 % - доли русского населения) является важным фактором в процессе строительства независимого украинского ...