Алфавитный каталог, в котором библиографические описания произведений печати располагаются в порядке алфавита фамилий авторов, наименований учреждений и организаций, принятых в качестве авторов, и заглавий произведений, является обязательной составной частью системы каталогов каждой библиотеки.
Задача алфавитного каталога – дать ответ на два основных вопроса:
1. есть ли в библиотеке определенная, заранее известная читателю книга (журнал, нотное, картографическое или другое издание;
2. какие книги данного автора имеются в библиотеке.
К алфавитному каталогу обращаются в тех случаях, когда необходимо получить ответ на частные вопросы: какими изданиями представлена книга, в каких изданиях то или иное лицо участвовало в качестве соавтора, редактора, составителя, иллюстратора. На первые два вопроса отвечает любой алфавитный каталог. На остальные – в зависимости от потребностей читателей и соответственно от границ применения вспомогательных описаний.
Функции алфавитного каталога:
1. информационная,
2. поисковая,
3. справочная.
Алфавитный каталог выполняет в библиотеке информационную, поисковую и справочную функции.
Специфика его построения позволяет собрать в одном месте все произведения определенного автора независимо от их содержания, а также от того, выступает ли данное лицо в качестве индивидуального (самостоятельного) автора или соавтора, редактора или переводчика, составителя или комментатора. Таким образом, в каталоге создаются авторские комплексы.
Информационная и поисковая функции алфавитного каталога заключаются в том, что он раскрывает фонд библиотеки по авторскому признаку и обеспечивает поиск известных читателю книг по фамилии автора, наименованию коллектива или названию (или другому признаку, использованному в качестве заголовка вспомогательного описания) изданий.
Алфавитный каталог также называют авторским. Однако термин «авторский комплекс» достаточно условен, так как в алфавитном каталоге указываются далеко не все авторы, работы которых представлены в фонде. Например, при описании книг, написанных четырьмя и более авторами, добавочное описание делается лишь на фамилию первого автора. Не выявляются обычно все фамилии авторов статей, включенных в сборники, труды, ученые записки. Теоретически возможно полное раскрытие авторского состава фонда библиотеки в алфавитном каталоге, но в традиционном (карточном) каталоге практически это реализовать невозможно.
Справочная функция алфавитного каталога реализуется с помощью генерального алфавитного каталога. По нему наводят всевозможные справки, связанные с комплектованием библиотек (например, когда нужно проверить, имеется ли в фонде, конкретная книга и в каком количестве экземпляров), с обработкой новых поступлений, с составлением библиографических пособий.
Особенно велика роль алфавитного каталога в крупных библиотеках. Алфавитные каталоги Российской Государственной библиотеки, Библиотеки Академии наук Российской Федерации, Библиотеки Конгресса США и других всемирно известных библиотек представляют собой репертуары национальной книги.
Алфавитный каталог может также оказывать читателям помощь в выборе интересующих их произведений и тем самым пробуждать новые интересы. С помощью алфавитного каталога можно популяризировать как отдельные произведения, так и знакомить с творчеством того или иного автора в целом, обратить внимание читателя на неизвестные ему труды интересующего его автора. Например, труды Ключевского Василия Осиповича в зависимости от их содержания будут рассредоточены в систематическом каталоге в нескольких отделах: истории, религиоведении, философии. В алфавитном же каталоге все описания этих работ объединяются под его фамилией и окажутся в одном месте.
Ценное свойство алфавитного каталога – простота работы с ним. Пользователю, разыскивающему описания интересующих его изданий, не обязательно ориентироваться в системе классификации, без чего не обойтись при использовании систематического каталога, или уметь сформулировать предмет книги, как этого требует обращение к предметному каталогу. Знания основных библиографических сведений о разыскиваемой книге вполне достаточно для быстрого ее нахождения. Даже в том случае, если пользователь не располагает всеми необходимыми данными о книге, он найдет ее с помощью вспомогательных описаний и вспомогательных карточек.
Задача вспомогательных карточек алфавитного каталога – облегчить пользователю ориентировку в каталоге. Вспомогательные карточки существенно отличаются от вспомогательных описаний: они не содержат библиографического описания, не связаны с каким-либо определенным изданием.
Виды вспомогательных карточек в алфавитном каталоге:
1. ссылочные (общие и частные),
2. справочные.
Общие ссылки (отсылки) с помощью сокращенного слова «см.» (смотри) отсылают пользователя от отвергнутой формы фамилии автора или наименования учреждения к форме, принятой в заголовке описания.
Еще по теме:
История формирования понятия "культура"
Первоначально для выражения понятия "культура" применялись разные слова и словосочетания, вызывающие богатые образные ассоциации.
Древнегреческая пайдейя, например, обозначала единство воспитания, обучения, мастерства, рационал ...
Вера в сверхъестественное как источник противоречий культового искусства
Включение искусства в систему религиозного культа накладывало глубокий отпечаток на его содержание и художественную форму. Искусство могло выполнять свою религиозную функцию лишь в том случае, если оно направляло сознание людей в сторону ...
Состояние
музейного дела в начале 1990-х
гг
Начало 1990-х гг. открывает новый этап в музейном деле в России. Перемены в политической и экономической сферах, распад СССР, отстранение от власти КПСС коренным образом изменили обстоятельства жизни музеев. Во многих музеях закрываются э ...