музейный экспонат коллекция искусство культура
Важнейшее значение для понимания музея имеет изучение причин и механизмов его появления и развития. Возникновение музеев нередко связывают с изначально присущей человеку потребностью собирательства. Крайнее выражение этой точки зрения – "биологическая" теория коллекционирования, выводящая собирательство из инстинкта, близкого инстинктам животных. Действительно, большинство музеев в прошлом возникали из коллекций, однако эта теория не дает ответа на вопрос, в какой момент и почему коллекция превращается в музей.
"Физиологическая" теория, выводящая музей из античных "мусейонов" - храмов муз, более подходит для объяснения происхождения современных многофункциональных музеев, являющихся культурными и исследовательскими центрами, чем традиционным коллекциям. Согласно ещё одной теории, в древности складывались лишь предпосылки возникновения музеев, а о собственно музеях можно говорить начиная с эпохи Нового времени (не ранее XV века), когда со становлением исторического мировоззрения и новой, "нетрадиционной" культуры общество оказалось заинтересованным в учреждении, собирающем, интерпретирующем и хранящем культурный опыт .
В становлении музея выделяют две фазы, первая из которых связана с формированием общественной музейной потребности, а вторая с генезисом музея как социального института.
Развитие музейного дела в Европе XVII—XVIII веках связано с Реформацией западной христианской церкви и Просвещением — идейным течением антифеодальной направленности, эрой преодоления идеологического догматизма и победы науки над схоластикой. В XVIII веке стало массовым образование, появились научные общества и академии, которые изучали литературу, искусство, науки.
Перемены, произошедшие в собирательстве и музейном деле Западной Европы, нашли свой отзвук на восточной части континента.
Как уже было сказано, появлению музеев в России предшествовало хранение отдельных исторических памятников и целых собраний в монастырях, церквах, резиденциях князей, известных по древне русским источникам. Вершиной протомузейного коллекционирования явилась собирательская деятельность Оружейной палаты в Москве (формирование музейного ядра в XVII веке). Первым русским музеем стала петербургская кунсткамера (1714), открытие которой по распоряжению и при содействии Петра I положило начало музейному строительству в России.
В последние десятилетия царствования Петра I Россия выходит на европейскую арену как держава, поддерживающая не только прочные торговые, дипломатические, экономические, но и культурные связи с ведущими странами Европы. Отличительными особенностями новой культуры, пришедшей на смену средневековой России в начале XVIII века, были ее светский характер, открытость, т. е. стремление к общению с другими культурами. Новая культура не мыслилась вне светского образования, развития науки, издания книг, газет, журналов. Типичным представителем новой культуры был Петр I, которого отличали жажда знаний, чувство современности, стремление поднять Россию до просвещенного уровня, поднять на новую ступень экономического и культурного прогресса.
Преобразования Петра I затронули фактически все сферы общественной жизни, определив на длительную перспективу пути развития страны. Это касается и развития музейного дела в России, заложенного Петром I в самом начале XVIII века.
Из наиболее ранних "музейных идей" царя, можно привести издание в 1701 году указа о строительстве цейхгауза в Московском Кремле, где Петр I предполагал устроить музей военных трофеев. Старое оружие представляло интерес с точки зрения, как его конструкции, так и возможного использования для вооружения регулярных войск в экстренных ситуациях.
В 1702 году Петр I приказал князю Одоевскому проверить все тайники Кремля и "взять прежние описи и описанные книги, осмотреть и описать, все ли это в целости. А, осмотрев и описав все, поставить под хорошую охрану". Указ царя узаконил основную функцию Оружейной палаты как древлехранилища фамилии Романовых. Оружейная палата была доступна узкому кругу лиц. Предметы в ней выставлялись в то время бессистемно с учетом их декоративности.
Еще по теме:
Бортничество
О занятии бортничеством в древней Руси мы имеем ряд указаний в письменных источниках, как своих, так и иноземных, в которых мед и воск - основные продукты бортничества - неоднократно упоминаются в разной связи, начиная с Х века. Участок з ...
Понятие "художественный направление" в изобразительном искусстве
Художественное направление - принципиальная общность художественных явлений на протяжении длительного времени. В одном художественном направлении могут выделяться этапы и течения. Число стилей и направлений огромно, если не бесконечно. Кл ...
Предметный мир стиля ампир
Ампир (от фр.— «империя») — продолжение и завершение классицизма. Возник в начале 19 в. во Франции в период правления императора Наполеона; развивался в течение трёх первых десятилетий XIX в.;
Наполеон, создав свою империю считал, что ну ...