Коллекции живописи, музеи изобразительного и прикладного искусства

Информация о культуре » Развитие музейного дела в дореволюционной России XVIII–начала XX веков » Коллекции живописи, музеи изобразительного и прикладного искусства

Страница 2

Значительно более целенаправленный характер приобретает коллекционирование живописи при Екатерине II, дворцы продолжают пополняться художественными ценностями, приобретенными за границей, но им придается уже новый смысл. Приобретение и заказы для императрицы делают за рубежом русские посольства и агенты, образованность и вкус посредников (Д.А. Голицын, Э.М. Фальконе, Д. Дидро, А.Р. Менгс и др.) в значительной степени определили блестящий уровень коллекций живописи, приобретавшихся для Екатерины II. Благоприятные условия для приобретения работ старых мастеров сложилось в результате Французской революции.

Иметь богатейшее в Европе собрание произведений искусства стало целью императрицы. Большую часть собрания Екатерина II разместила в своей основной резиденции — Зимнем дворце. Дворец, построенный в 1754—1762 гг. по проекту Франческо Барталомео Растрелли как императорская парадная резиденция, определил неповторимый архитектурный облик ансамбля на берегу Невы и его ведущее место в панораме города. Поражают своей значительностью и красотой Фельдмаршальский, Петровский и Гербовый залы. Фельдмаршальский зал (в нишах когда-то размещались портреты русских фельдмаршалов) был оформлен Огюстом Монферраном, Петровский зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Гербовый зал предназначался для парадных приемов.

По велению Екатерины II в 1764—1775 гг. вдоль восточного фасада Зимнего дворца архитекторами Ю.М. Фельтеном и Ж.-Б. Валлен-Деламотом строится Малый Эрмитаж (название "Эрмитаж" происходит от французского слова, обозначающего, "приют отшельника", "уединенный уголок"). Такие павильоны были в моде в XVIII в. и строились вблизи дворцов (например, Эрмитажи в Нижнем парке Петродворца и в Екатерининском парке в Царском Селе). Вдоль здания малого Эрмитажа, поставленного перпендикулярно Неве, располагались Восточные и Западная галереи, связывающие Северный и Южный павильоны. На втором этаже Северного павильона был создан Зимний сад с вечнозелеными растениями и летающими птицами. Для дворцовых комплексов XVIII в. были характерны Висячие сады, имевшие свое убранство. Имелся Висячий сад и в Зимнем дворце. К нему примыкали залы, где размещались художественные ценности. Их покупали за границей и привозили для пополнения императорских коллекций. Первое крупное поступление датируется 1764 г., когда в счет погашения долга берлинский купец И.Э. Гоцковский прислал 225 картин фламандской и голландской живописи. Именно поэтому 1764 г. считается датой основания Эрмитажа. В дальнейшем началась систематическая покупка произведений искусства и целых собраний: в 1768 г. — у графа Карла Кобенцля (Брюссель), в 1769 г. — у графа Генриха Брюля (Дрезден), в 1772г.— у премьер-министра Англии Роберта Уолпола, в 1781 г. — у графа Франца Бодуэна (Париж). В 1785 г. в Эрмитаже уже было 2658 картин. Кроме того, собрание Екатерины II пополнялось произведениями современных ей художников, выполненными по ее заказам.

Собрание пополнялось также за счет гравюр, медалей и монет. Предметом восхищения придворных являлись резные камни (геммы), особенно античные камеи. В Эрмитаж поступали художественные изделия из драгоценных металлов, фарфора, хрусталя, жемчуга. В "естественнонаучном кабинете" были расположены коллекции минералов, собранных в России П. Палласом, а также редкие рукописи и книги.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Искусство Древнего Востока
История древнего мира развивалась медленно. Новый важный шаг в развитии человеческой культуры сделали великие цивилизации Древнего Востока — Египет и Месопотамия. Здесь на рубеже IV – III тыс. до н.э. утвердился новый социальный порядок, ...

Обоснование выбора принятой технологии
На основании анализа трех вариантов изготовления ножек ларца я считаю наиболее экономичным с точки зрения обеспечения качества отливки метод литья по выплавляемым моделям в оболочковые формы. Для изготовления стенок изделия я считаю раци ...

Витраж
Витраж (фр. vitrage – остекление, от лат. vitrum – стекло) – произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проём ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы