Природоведческие музеи

Информация о культуре » Развитие музейного дела в дореволюционной России XVIII–начала XX веков » Природоведческие музеи

Страница 1

В XIX веке происходило выделение из состава музеев комплексного профиля природоведческих музеев, что объяснялось становлением естественнонаучных дисциплин. В результате накопления и осмысления все большего количества новых научных фактов углубились научные знания. Происходило дробление широких отраслей знаний на более мелкие. Природоведческие музеи были призваны удовлетворять потребность человека в изучении природного мира, в котором он живет, служить научным и просветительским целям. В отличие от художественных музеев, экспонаты которых являлись результатом творчества человека, в природоведческих музеях широко представлялись произведения самой природы – чучела животных, анатомические препараты, отшлифованные образцы металла и минералов.

В XIX в. природоведческие музеи, а также ботанические сады и зоопарки стали ведущими исследовательскими центрами в области геологии, палеонтологии, ботаники, зоологии, почвоведения и других наук. Они завоевывали большую популярность у публики, которую охватил интерес к чудесному миру природы.

В России, как и в других странах, происходил процесс специализации музеев как результат развития науки от энциклопедичности в сторону узкой специализации. В 1823 году из Санкт-Петербургской кунсткамеры по ходатайству ботаника К.А. Триниуса выделился ботанический музей, в 1831 г. — зоологический музей, а в 1836 г. — анатомический кабинет. Под эти музеи, а также под выделенный позже из кунсткамеры минералогический музей было отведено новое здание вблизи старого. Значительный по содержанию минералогический кабинет находился тогда в другом санкт-петербургском музее — Румянцевском. В Московском университете в результате специализации кабинета натуральной истории (основан в 1791 году) постепенно сформировался Зоологический музей. В Казанском университете в 1838 году был организован Музей позвоночных животных, в 1845 – зоотомический кабинет беспозвоночных.

Комплектование фондов зоологических музеев и кабинетов происходило за счет дарений и приобретения частных собраний поступления образцов, полученных научными экспедициями. Московскому университету подарил свои собрания П.Г. Демидов (1804) и Н.Н. Демидов (сразу после войны 1812), Семятический кабинет – император Александр I, коллекцию, собранную во время кругосветного плавания – В.И. Исаев и др. Музей зоологии в Петербурге за 1832-1882 получил пожертвования от 306 человек. Осуществлялись целенаправленные закупки коллекций в России и за рубежом. Происходили изменения и в развитии ботанических садов России. Так, в 1801 г. Императорский ботанический сад был преобразован в "медицинский огород" в Санкт-Петербурге. С этого момента он приобрел характер научного, а не вспомогательного аптекарского учреждения. Через год здесь построили 25 оранжерей общей площадью 1500 кв.метров, где выращивались растения, привезенные из Бразилии, Персии и других южных стран. Основу фондов собственно ботанического музея составляют гербарии, коллекции специально собранных и засушенных растений, используемых в научных или учебных целях. Растения для них монтируются на листах плотной бумаги и указанием названия вида, места и даты сбора. В гербарии виды располагаются по алфавиту или систематическому признаку, семейства – по систематическому признаку. Гербарии бывают общими и специальными. Систематизация и хранение гербариев соответствует требованиям ботанической науки и целиком ориентированы на научно-исследовательскую деятельность. Экспозиция музейная подчинена иным требованиям, главное из которых наглядная и эффективная пропаганда ботанических зданий, включающая представления о разнообразии растений, об их строении, об их способах размножения, о физиологических и биохимических особенностях растений и об их роли в биосфере, о характерных растительных сообществах, об эволюции растительного покрова Земли и др. Создание экспозиции – сложная и трудоёмкая задача, не связанная напрямую с объемом и научной ценностью фондов, поэтому многие большие гербарии (Московского университета) функционируют исключительно как научно-исследовательские и учебные коллекции. Накопление растений в садах и гербариях не только давало прекрасный материал для описания разнообразия растений, но и стимулировало их изучение, вызвав бурное развитие систематики, морфологии и экологии растений, флористики и т.д. Ботанические сады и гербарии в XIX веке стали основными центрами ботанических исследований. В первой половине XIX века появились первые ботанические кабинеты в университетах (1808, Вильно; 1825 Харьков), университетский устав 1835 предусматривал их организацию наряду с другими кабинетами. Первый ботанический музей в России создан в 1824 году по инициативе академика К.А. Триниуса. Ботанические сады в 1-й половине XIX века также часто основывались при университетах: Юрьев, 1803; Харьков, 1804; Казань, 1806; Киев, 1835. Особое значение имело создание ботанических садов в южных районах России как центров интродукции субтропических растений (Никитский в Крыму, 1812; Сухумский, 1840; Тифлисский, 1845).

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Украинская портретная живопись 18 века
Реалистические тенденции были характерны для портретной живописи, который отмечался наличием разных стилей. Именно стилевые отличия портретной живописи стали ее специфической особенностью. Среди мастеров живописи стоит отметить Иову Кондз ...

Ульмская школа дизайна
Это учебное заведение было создано в 1953 г. Школа включала 4 факультета: факультет худ. конструирования промышлен. изделий, факультет строительства, факультет коммуникаций, факультет информации. Кроме того ,при Ульмской школе были создан ...

Живая сила огня
По народным представлениям, в Иванов день солнце действует с особенной живительной и возбуждающей силой. Пламя костров символизировало июньское солнце. Сам по себе «ярилин огонь» призван был «помочь» солнцу одолеть верхушку неба, он озна ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы