Общие тенденции развития музейного дела

Информация о культуре » Развитие музейного дела в дореволюционной России XVIII–начала XX веков » Общие тенденции развития музейного дела

Страница 1

Особенностью развития музейного дела и коллекционирования во второй половине XIX — начале XX вв. являлась их дальнейшая демократизация. Это проявлялось, с одной стороны, в укреплении ведущей роли передовых слоев общества — ученых, разночинной интеллигенции, купечества — в создании столичных и провинциальных музеев, с другой — в организации музеев нового типа — публичных или общественных, направленных на просвещение народных масс, распространение среди них научных знаний. В описываемый период продолжали пополнять свои фонды прежде всего существовавшие музеи, однако создавались и новые.

Необходимо затронуть вопрос управления музеями во 2-й половине XIX – начале XX века. Система управления музеями в дореволюционной России не предусматривает специального органа для руководства музейным делом. Музеи принадлежали различным ведомствам, органам самоуправления, земствам, частным лицам, занимавшимся их управлением и финансированием. Первые отечественные музеи находились в ведении Петербургской Академии Наук и дворцового ведомства. В начале XIX века с реформами центрального правительственного аппарата и образованием министерств академические музеи были переданы в министерство народного просвещения, музеи дворцового ведомства – в министерство Императорского дворца. Управление значительной сетью местных музеев, получивших распространение в российской провинции со 2-й половины XIX века, осуществлялось попечительскими советами, комитетами тех учреждений, которые их создавали. Потребность создания специального органа, ведающего музеями, была осознана в России в начале XX века и зафиксирована в решениях Предварительного съезда музейных деятелей 1912. Стихийность формирования музейной сети, параллелизм, отсутствие учета музеев рассматривались как последствия разобщенности управления, но мер по устранению перечисленных недостатков на рассматриваемом историческом отрезке времени принято не было.

Реформы 1860-70-х гг. стимулировали развитие экономики страны, пробуждали общественную активность россиян, способствовали демократизации культуры. Особенность развития музейного дела по во второй половине XIX - начале XX века состояла в усилении роли общественности и личной инициативы ученых, разночинной интеллигенции, купечества – в создании столичных и провинциальных музеев, в развитии нового типа общедоступных (публичных музеев, специально направленных на просвещение народа. В начале 1860-х гг. первым опытом такого рода был перевод из Петербурга в Москву по просьбе москвичей Румянцевского музея, ставшего наряду с библиотекой просветительским центром, опекаемым городскими властями и общественностью. Научным обществам и инициативе отдельных деятелей культуры обязаны своим возникновением крупнейшие музеи страны – Политехнический музей (1872), Исторический музей (1872), Антропологический музей в Москве (1879), Русский музей в Петербурге (1895), Музей изящных искусств (1912).

Существенным фактором музейного дела в России на этом этапе стало частное коллекционирование. Частные коллекции сохраняли культурные ценности от расхищения, служили важным источником пополнения музейных собраний. Характерным явлением стала безвозмездная передача владельцами своих собраний в общественное пользование. На основе крупнейших коллекций возникли Музей русской старины П.И. Щукина в составе Исторического музея, Третьяковская галерея и Цветковская галерея, Театральный музей им. А.А. Бахрушина, Музей прикладного искусства М.К. Тенишевой в Смоленске и др. Особенностью развития музейного дела в России во второй половине XIX века стало создание местным музеев, игравших заметную роль в культурной роли провинции. Во многих городах Европейской России, Урала, Сибири, Дальнего Востока по инициативе местной общественности возникали комплексные (в дальнейшем краеведческие) музеи, объектом показа в которых стала окружающая жизнь – история, природа, экономика края, а также естественно-исторические, исторические, художественные и другие музеи.

Одновременно с ростом количества музеев формировались их профильные группы. Успехи славянской археологии, русской исторической науки, отмеченной именами С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, И.Е. Забелина, осознание общественностью необходимости сохранения историко-культурного наследия и пропаганды исторических знаний способствовали развитию исторических музеев. Наряду с созданием общенационального исторического музея в Москве были преобразованы старейшие военно-исторические музеи в Петербурге – Морской музей, Артиллерийский музей. Обновленные музеи, а также вновь созданные полковые музеи (около 300) использовались для пропаганды военно-исторических знаний. Продолжала развиваться группа историко-археологических музеев.

На национальных окраинах России окрылись Кавказский музей в Тифлисе (1864), Туркестанский музей древностей в Самарканде (1874), Городской музей древностей и искусства в Киеве (1899), Музей украинских древностей В.В. Тарновского в Чернигове (1902) и др. на положение музеев национальных регионов оказывала влияние русификаторская политика правительства: не поощрялось развитие национальных культур, допускался вывоз в центр национальных реликвий, исторических и художественных ценностей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Драматургия и историография в условиях Реформации
В литературе Швейцарии, не имевшей языкового единства, германская и романская ветви которой развивались самостоятельно, ведущее место занимала драматургия. Новые тенденции в ней тесно сплетались со средневековыми традициями. Предпосылки т ...

Исторические коллекции и музеи
Наиболее ранние свидетельства о сохранении исторических реликвий на Руси относятся к XIII – XV векам: княжеские одежды хранились в софийском соборе в Киеве, посох и облачение епископа Никиты – в ризнице новгородской Софии, меч, приписывав ...

Декоративное рисование драпировок в женской одежде
Изображение драпировок имеет большое значение для выработки умения передать в рисунке форму и характер различных складок при изображении фигуры человека. Драпировка получается в результате преднамеренного образования складок путём связыв ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы