Садово-парковое искусство - одно из древнейших в Индии. На печатях, найденных в Мохенджо - Даро и Хараме - и относящихся к третьему тысячелетию до нашей эры, нанесены изображения деревьев. Культ дерева - древнейший индийский культ, воспринятый впоследствии буддизмом (известно, что каждый период жизни Будды связан с определённым деревом) от более древних религий. В 500 году до н.э. "Махабхарата" и "Рамаяна" - знаменитые эпосы Древней Индии - описывая столичные сады, упоминают манго, сахарную пальму, панданус, бигнонию, олеандр, жасмин, вьюнок и лотос. В Индии есть скульптурное дерево желаний, у которого люди просят пищу, питьё, одежду, украшения и… красивых девушек.
"Золотым веком" садоводства в Индии считается период со II по IV век н.э. В это время расцветает искусство: в честь деревьев слагаются трактаты, цветы становятся непременным атрибутом женского туалета, в сюжетах миниатюр растения начинают играть первостепенную роль. В эту эпоху во дворцах разбивают сады четырёх типов: для царей, для царской семьи, для жрецов и царедворцев (увеселительные), посвящённые богу Индре. В эту эпоху жизнь индийских аристократов в основном протекает в саду, а не в доме, поэтому сад оснащён всем необходимым для увеселения и беззаботного времяпрепровождения: водоёмом, утопающим в кустах жасмина павильоном, качелями. На ветвях деревьев (манго, баньян) висят клетки с птицами, а в прудах плавают лебеди, гуси и утки.
Следующей вехой в истории ландшафтного дизайна Индии становятся сады Могольской империи (XVI-XVIII века н.э.). Мотивы мусульманского Востока всё сильнее проникают в индийский сад. Всё чаще и чаще в строительстве используется принцип Чор-Бак - многократное деление сада на квадраты. Сад делится на четыре квадрата, которые, в свою очередь, делятся ещё на четыре квадрата. В качестве разделительных полос используются не дорожки, а небольшие каналы с водой. В центре квадратов устраивают фонтаны или строят бассейны с миниатюрными фонтанчиками. Вода, к которой на Востоке всегда относились очень бережно, начинает играть главную роль в индийском саду. Всё остальное - мраморные бортики бассейнов и каналов, многоступенчатые террасы, цветы и деревья, беседки - становится дополнением, цель которого - оттенить красоту водной глади. В могольском стиле построены сад Шалимар в Лагоре (ныне - территория Пакистана), сад Пинжор (и сейчас одно из самых красивых мест Северной Индии), сад Нишат.
/Сад Шалимар/
/Сад Нишат/
/Сад Пинжор/
Со временем Могольский сад преобразуется в Раджпутский сад. Этот тип сада возникает в результате слияния двух культур: Раджастана (Центральной Индии) и культуры Могольской империи. Характеристикой садов этой эпохи является чрезмерная декоративность: появляются мозаика, искусственное освещение, помимо фонтанов и бассейнов сады украшают скульптурой, ажурными мраморными и деревянными решётками, по аллеям и дорожкам садов гуляют павлины. Помимо местных растений, начинают сажать и экзотические: гампу, гранат, яблони, бананы, могра, чамаили, королеву цветов - бара-машу, которая цветёт круглый год, за что её справедливо прозывают "12 месяцев". Буйство красок и ароматов и сейчас наполняет сады Амбер, Джайпур, Мандорский сад, разбитые в те давние времена.
/Сад Амбер/
Первый период распространения буддизма в Индии началось строительство загородных дворцов и парков, предназначенных для созерцательного отдыха. Позже под влиянием магометанства назначение этих сооружений изменилось. Участок за городской чертой окружали стенами, и в центре воздвигали четырехугольное или восьмиугольное (в плане) здание, перекрытое куполом. Его строили на высокой террасе, от которой начинались широкие аллеи, окаймленные мраморными колоннами и рядами фонтанов. Прямоугольники сада были украшены вечнозелеными и плодовыми деревьями. При жизни владельца центральное здание использовали как летний дворец, в котором проводили шумные празднества. После смерти владельца назначение здания менялось. Тело владельца хоронили под центральным куполом, и с этого дня здание превращалось в мавзолей.
Еще по теме:
Софистика в определениях культуры
Основная трагедия в решении этой задачи состоит в том, что абсолютное большинство теоретиков не рассматривает проблему культуры с разумно-теоретических позиций, т.е. диалектически. Оно продолжает мыслить в духе примитивной "диалектик ...
Становление
музейного дела в 1917 – начале 1920-х гг
Период между мировыми войнами, охватывающий четверть века, вобрал в себя множество событий мирового значения, центром которых стала Европа. Именно здесь с интервалом в два десятилетия произошли две мировые войны. Резко обнажился новый иде ...
История развития танца - модерн
Это направление – целиком детище ХХ века. В доставленном переводе модерн- танец – современный танец. В дальнейшем этот термин стал собственным именем для направления в хореографии. Эта система танца связана с именами великих исполнителей ...