Отсюда мы имеем достаточно оснований говорить об этой типологической особенности советской культуры в исторических рамках и историческом русле архетипа русской национальной культуры. Ибо сама советская эпоха, несмотря на все драматические коллизии, на ее безусловно социально-классовый характер, никогда не порывала с архетипическими основаниями российской цивилизации. Об этом свидетельствует сама история. Русская идея Социальной Правды, Социального Равенства, мировоззренческие, духовно-нравственные контуры которой сложились в течение многотысячелетнего, вначале общеславянского, а затем и собственно русского жизнеустройства, продолжала свою напряженную, но уже материализованную жизнь в советскую эпоху.
Поэтому ведущей, основополагающей чертой советской культуры, ее "генеральным" ценностным стержнем был идеал нравственного преображения человека и общества. Этот идеал лежал еще в основе "святой русской литературы" (Т.Манн), но особенно мощно продолжил свою жизнь в целом в советской культуре: музыке, живописи, кино, театре, образовании, просвещении, воспитании и т.д. Ни в одной из этих сфер, в том числе в массовой печати и информации, не допускалась проповедь национализма, шовинизма, расизма, фашизма; не было культивирования крайних агрессивных форм индивидуализма и культа наживы, потребительства ("бери от жизни все", "оттянись со вкусом", "здесь, сейчас и все сразу!"); не допускалось смакование алкоголизма, наркомании, сексуальных извращений, жестокости, убийств, грабежей. Именно гуманизм и добросердечие стали сердцевиной всех ценностных ориентаций культуры советского общества.
Даже державное строительство в советский период было пронизано высоким духовным смыслом и, в сущности, новой форме – форме "дружбы народов" - осуществляла идеалы единения народов. Эта черта национального характера, всегда выступавшая основой духовно-нравственной "вселенской отзывчивости" (Ф.М.Достоевский), наиболее ярко и полно проявилась в советский период, когда братские народы обрели собственную государственность, развили свою национально-самобытную культуру.
Если попытаться осмыслить содержание советской культуры в антропологических категориях, то по мере уничтожения ее ценностей в условиях реставрации капитализма, становится ясным, что данный феномен был подлинным советским Неоренессансом, - вторым после эпохи европейского Возрождения. "Если в европейском Ренессансе индивид как родовое существо, выделившись из Бога, одной ногой шагнул в мир Культуры, обретя в ней субстанцию своей субъектности, то советская культура, зарожденная социальным (революционным) творчеством, позволила ему сделать уже второй шаг, но уже в Историю – качественно иную ипостась субъектности. Так "встав на ноги" и наконец-то заполучив всю полноту своей субъектности (культурно-творческой – в мире культуры и социально-творческой – в истории), родовой Человек, тем самым обрел и перспективу своего движения в сторону общественной гармонии (как особого типа противоречий), а, значит, и своей собственной. И советская культура, как раз и стала идеальной формой этого (про)движения.
Так что в этом смысле советскую культуру по праву можно считать (наследницей гуманизма Ренессанса, в котором, по словам М.А.Лившица, "человек снова как в греческой древности, становится самостоятельной творческой силой, своим собственным скульптором, по выражению итальянского гуманиста XV века Пико делла Мирандола". И каждый, изучающий обе эти эпохи, не может не обратить внимание на то, что именно их искусство востребовало общий для них героический и даже титанический, жизнеутверждающий образ ЧЕЛОВЕКА, представленный в одном случае в художественных творениях Леонардо, Микеланджело, в другом – Мухиной, Шадром, Вучетичем. Но в любом случае они отвечали гуманистическим, революционным запросам своих эпох, ибо они утверждали одно и то же: "Человек рождается не для того, чтобы влачить печальное существование бездействия, а чтобы работать над великим и грандиозным делом" (Леона Баттиста Альберти); "Человек – это звучит гордо!" (Горький).
Но здесь мы не можем не увидеть одно существенное различие: в искусстве итальянского Ренессанса был запечатлен собирательный образ героя - титана, борца с темными силами, в котором оказался выраженным скорее не реальный, а желаемый идеал новой эпохи. В советском Неоренессансе на исторической арене и, как следствие, в искусстве появился конкретный, живой, реально существующий герой, борец с силами зла, жертвующий собой во имя народного счастья. Это - вошедшие в пласты советской культуры герои Гражданской войны Лазо и Щорс; это - герои Великой Отечественной войны - Зоя Космодемьянская, Александр Матросов, генерал Карбышев, а вместе с ними миллионы конкретных людей; это - герои мирных будней - летчик-космонавт Юрий Гагарин и академик С.П.Королев, шахтер Алексей Стаханов и ткачиха Валентина Гаганова. Так "страна рабов", "страна господ" превратилась в страну героев и тружеников.первопроходцев, покоряющих вершины социального и духовного прогресса.
Еще по теме:
Основные логические изъяны софистики о культуре
Что же является главной причиной заблуждений ряда теоретиков, пытающихся исследовать проблемы культуры? Почему кое-кто стремится рассматривать культуру сквозь “очки”, например, биологической науки и информатики, генетики и семиотики?
Во- ...
Античная культура и возникновение христианства
В I веке нашей эры в Палестине, в среде евреев, появилась новая религия – христианство. Она стала быстро распространяться по территории Римской империи. Притом, что это государство было достаточно веротерпимым, его власти обрушили на хрис ...
Культурная модернизация. Фундаментализм как культурная ориентация
Модернизация – процесс перехода от традиц К. к соврем. В зависим от соотнош в К. традиций и современности К. принято подраздел на: традиционные и модернистские. Для традиц общ-ва хар-но преоблад традиций над инновациями, господство миф, р ...