Социалистическая культура советского периода в системе типологии мировой и отечественной культуры

Информация о культуре » Социалистическая культура » Социалистическая культура советского периода в системе типологии мировой и отечественной культуры

Страница 2

Отсюда мы имеем достаточно оснований говорить об этой типологической особенности советской культуры в исторических рамках и историческом русле архетипа русской национальной культуры. Ибо сама советская эпоха, несмотря на все драматические коллизии, на ее безусловно социально-классовый характер, никогда не порывала с архетипическими основаниями российской цивилизации. Об этом свидетельствует сама история. Русская идея Социальной Правды, Социального Равенства, мировоззренческие, духовно-нравственные контуры которой сложились в течение многотысячелетнего, вначале общеславянского, а затем и собственно русского жизнеустройства, продолжала свою напряженную, но уже материализованную жизнь в советскую эпоху.

Поэтому ведущей, основополагающей чертой советской культуры, ее "генеральным" ценностным стержнем был идеал нравственного преображения человека и общества. Этот идеал лежал еще в основе "святой русской литературы" (Т.Манн), но особенно мощно продолжил свою жизнь в целом в советской культуре: музыке, живописи, кино, театре, образовании, просвещении, воспитании и т.д. Ни в одной из этих сфер, в том числе в массовой печати и информации, не допускалась проповедь национализма, шовинизма, расизма, фашизма; не было культивирования крайних агрессивных форм индивидуализма и культа наживы, потребительства ("бери от жизни все", "оттянись со вкусом", "здесь, сейчас и все сразу!"); не допускалось смакование алкоголизма, наркомании, сексуальных извращений, жестокости, убийств, грабежей. Именно гуманизм и добросердечие стали сердцевиной всех ценностных ориентаций культуры советского общества.

Даже державное строительство в советский период было пронизано высоким духовным смыслом и, в сущности, новой форме – форме "дружбы народов" - осуществляла идеалы единения народов. Эта черта национального характера, всегда выступавшая основой духовно-нравственной "вселенской отзывчивости" (Ф.М.Достоевский), наиболее ярко и полно проявилась в советский период, когда братские народы обрели собственную государственность, развили свою национально-самобытную культуру.

Если попытаться осмыслить содержание советской культуры в антропологических категориях, то по мере уничтожения ее ценностей в условиях реставрации капитализма, становится ясным, что данный феномен был подлинным советским Неоренессансом, - вторым после эпохи европейского Возрождения. "Если в европейском Ренессансе индивид как родовое существо, выделившись из Бога, одной ногой шагнул в мир Культуры, обретя в ней субстанцию своей субъектности, то советская культура, зарожденная социальным (революционным) творчеством, позволила ему сделать уже второй шаг, но уже в Историю – качественно иную ипостась субъектности. Так "встав на ноги" и наконец-то заполучив всю полноту своей субъектности (культурно-творческой – в мире культуры и социально-творческой – в истории), родовой Человек, тем самым обрел и перспективу своего движения в сторону общественной гармонии (как особого типа противоречий), а, значит, и своей собственной. И советская культура, как раз и стала идеальной формой этого (про)движения.

Так что в этом смысле советскую культуру по праву можно считать (наследницей гуманизма Ренессанса, в котором, по словам М.А.Лившица, "человек снова как в греческой древности, становится самостоятельной творческой силой, своим собственным скульптором, по выражению итальянского гуманиста XV века Пико делла Мирандола". И каждый, изучающий обе эти эпохи, не может не обратить внимание на то, что именно их искусство востребовало общий для них героический и даже титанический, жизнеутверждающий образ ЧЕЛОВЕКА, представленный в одном случае в художественных творениях Леонардо, Микеланджело, в другом – Мухиной, Шадром, Вучетичем. Но в любом случае они отвечали гуманистическим, революционным запросам своих эпох, ибо они утверждали одно и то же: "Человек рождается не для того, чтобы влачить печальное существование бездействия, а чтобы работать над великим и грандиозным делом" (Леона Баттиста Альберти); "Человек – это звучит гордо!" (Горький).

Но здесь мы не можем не увидеть одно существенное различие: в искусстве итальянского Ренессанса был запечатлен собирательный образ героя - титана, борца с темными силами, в котором оказался выраженным скорее не реальный, а желаемый идеал новой эпохи. В советском Неоренессансе на исторической арене и, как следствие, в искусстве появился конкретный, живой, реально существующий герой, борец с силами зла, жертвующий собой во имя народного счастья. Это - вошедшие в пласты советской культуры герои Гражданской войны Лазо и Щорс; это - герои Великой Отечественной войны - Зоя Космодемьянская, Александр Матросов, генерал Карбышев, а вместе с ними миллионы конкретных людей; это - герои мирных будней - летчик-космонавт Юрий Гагарин и академик С.П.Королев, шахтер Алексей Стаханов и ткачиха Валентина Гаганова. Так "страна рабов", "страна господ" превратилась в страну героев и тружеников.первопроходцев, покоряющих вершины социального и духовного прогресса.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Русская культура в период Киевской Руси и удельных княжеств
Государственный строй и материальная культура. Киевская Русь – раннефеодальное государство IX – первой трети XII в., объединявшее восточнославянские и ряд неславянских племен, с центром в Киеве. Это обширное государственное образование за ...

Архитектура внутри пейзажного парка
Что же касается архитектуры на территории парка, то здание интегрируется в пейзаж и существует по его законам. Архитектурные принципы уступают место живописным, иррегулярность становится главным достоинством постройки. В этой ситуации пар ...

Эклектика в формообразовании предметного мира во второй половине ХIХ века
Эклектика – смешение, соединение признаков разных стилей в одном изделии. На протяжение всего 19 в., не было придумано никакого оригинального худож-го стиля, зато была эклектика. Когда форма предметного мира соединяет разные качества стил ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы