Широкий размах во всех странах социалистического лагеря приобрело самодеятельное искусство как новая форма приобщения трудящихся к эстетическому воспитанию. Высокий подъем получили и самые различные отрасли художественных ремесел, народного искусства, которое обогащается достижениями художественной промышленности, современными материалами и в то же время сохраняет богатство многовековой сокровищницы народного творчества.
Многообразное многонациональное искусство социалистических стран взаимно обогащает друг друга, способствует единению лагеря социализма и мира. В обстановке заметного влияния модернизма передовое искусство стран социализма во главе с советским искусством служит надежным оплотом художественного прогресса всего мира.
В результате проведенного исследования нами были сделаны следующие выводы:
1. С разрушением политической надстройки буржуазно-помещичьего общества и его экономического базиса - частной собственности - не был уничтожен духовный стержень - дворянская ("высокая") культура - гордость всей национальной культуры XIX и ХХ веков. Да, она перестала воспроизводиться в том виде, в каком это происходило в предыдущие периоды, ибо исчез, сошел с исторической сцены как ведущий субъект социокультурного творчества - дворянский класс. На его место пришел сам трудовой народ - рабочие и крестьяне, ставшие с победой революции главным историческим лицом в социокультурном процессе. Теперь из его среды, из среды трудовой интеллигенции начнут выходить великие писатели, поэты, музыканты, художники, ученые. Но достояния дворянской культуры ("высокой"), как, впрочем, и не менее высокой - разночинной, не были отброшены и втоптаны в "грязь" отвалов истории, ведь это чаще всего ставится в вину революции и новой власти. Наоборот, именно при Советской власти они впервые стали достоянием не ограниченного круга людей ("элиты"), а всего народа - рабочих, крестьян, трудовой интеллигенции - главных производителей материальных и духовных ценностей.
2. Собственно культурное содержание и значение социалистической революции, связанное со снятием культурного отчуждения и с духовным освобождением трудящихся, проявилось прежде всего в том, что она прерывает монополию эксплуататорских классов ("элиты") на образование и культурные ценности, закладывает основы духовного производства справедливого, гуманистического типа, формируя принципиально новую систему создания, распределения, обмена и потребления духовных ценностей.
3. Она не только открывает трудящимся массам широкие реальные возможности для пользования духовными благами безо всякого изъятия, но, и это – главное, превращает их в активных творцов, "демиургов культуры", обеспечивая тем самым ее новый исторический подъем.
4. Социалистическая революция только закладывает объективные условия для снятия отчуждения в сфере культуры, которые воплощаются в жизнь не сразу, а постепенно, причем, в процессе борьбы противоречий. И эта борьба в течение всего исторического периода будет сложной, порой ожесточенной, с новыми жертвами, но в любом случае она будет продвигать культуру к народным массам, а сам народ будет становиться генеральным субъектом исторического социокультурного процесса. В этом состоял главный смысл и предназначение культурной истории советского времени.
Еще по теме:
Парфенон
Чуть правее статуи, на небольшом расстоянии, в честь богини Афины, покровительницы города, зодчими Иктином и Калликратом был построен величественный храм из мрамора — Парфенон. Храм строили 9 лет. Строительство начали в 477 году до н. э., ...
Зарождение в каменном веке деят-ти человека по созданию объектов
предметного мира
Объекты предметного мира – каменные орудия труда, сначала какие-то более примитивные, позже с совершенствованием человеческого сознания эти предметы совершенствовались, принимали более правильную форму, в конце концов человек достиг симме ...
Понятие «культура» в самом прямом смысле означает развитие или результат
Понятие «культура» в самом прямом (и наиболее близком первоначальному материальному) смысле означает развитие или результат развития некоторых духовных или телесных способностей при помощи соответствующих упражнений. В более общем и ордин ...