В Индии очень высокого развития достигла философия. Индийская философия - это истинно "живые плоды", продолжающие питать своими соками мировую человеческую мысль. Индийская философия сохранила полную преемственность. И ни одна философия не оказала такого сильного воздействия на Запад, как индийская. Индийская философия - это не только экзотика, а именно та притягательность целительных рецептов, которые помогают человеку выжить. Человек может не знать тонкостей теории, но заниматься дыхательной гимнастикой йога в целях чисто медико-физиологических. Главная ценность древнеиндийской философии состоит в ее обращении к внутреннему миру человека, она открывает мир возможностей нравственной личности, в этом-то, вероятно, и кроется тайна ее притягательности и живучести[4, с.46].
Ведическая культура – ранняя стадия формирования индийской религии, из которой впоследствии образовался брахманизм и индуизм. Сам термин ведическая культура произошел от слова веды (санскр. веда – "знание"). Веды – это собрание священных текстов конца 2-го начала 1-го тыс. до н.э. содержащих жизнеописания древних арийских богов, гимны и заклинания, также основные рекомендации для устройства жизни последователей ведической традиции. Вед существует четыре: Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа.
Веды были созданы древними ариями. По своему классу источник возникновения вед относятся к классу шрути – "услышанное". В течении многих веков веды передавались из поколения в поколение изустно и хранились в жреческих родах. Брахманы (жрецы) разрабатывали сложную систему заучивания текстов, которая исключала малейшие погрешности. Тексты вед продолжали храниться в устной традиции даже тогда, когда в Индии распространилось письмо. Основа ведической культуры, описанная в ведах – жертвоприношения, сопровождаемые сложным ритуалом. Наиболее почитаемыми богами ведийского пантеона были Индра, Варуна, Агни и Сома.
Ведическая культура в Индии утверждалась кране медленно, благодаря настойчивым усилиям древних ариев. Боги и мифы относящиеся к ведической культуре, соприкоснувшись на индийской земле с местными дравидическими богами, постепенно стали меняться под них. Некоторые из старых арийских богов сошли со сцены, другие обрели новую жизнь в индуизме. Пёстрая толпа богов и полубогов (как местных, так и пришлых) стала разрастаться и образовала в дальнейшем многочисленный индуистский пантеон[8, с.91-106].
Продвигаясь на восток, к берегам Ганги, арии сталкивались не только с сопротивлением местных племён, но и с враждебностью природы. Здешние джунгли не отличались приветливостью, и жрецам приходилось заниматься не только жертвоприношениями, но и лечить людей от новых неизвестных болезней. В этом преуспевали атхарваны — маги, знавшие заклинания от болезней и дурного глаза, от злого духа и лихого человека. Они могли научить любым заговорам, знали, как приворожить приглянувшуюся девушку или красавца-юношу, как добиться лада в семейной жизни и согласия с родственниками, благосостояния и здорового потомства. Эти заговоры и составили содержание Атхарваведы — более поздней, чем другие веды, но отразившей более древние религиозные представления, в том числе и доарийские. Вероятно, именно поэтому Атхарваведу долго не признавали каноническим ведийским текстом.
Постепенно из национально и культурно однородной массы ведийских ариев образовалась национально и социально разнородная, пёстрая в культурном отношении среда, которая включала в себя кроме пришельцев много индийских народов и племён, стоящих на разных ступенях развития.
В поздневедический период наряду с новыми сборниками гимнов появляется и другая ведическая литература - прежде всего упанишады. Сам термин "упа-ни-шад" означает "сидеть возле", то есть быть у ног учителя, внимать его поучениям и откровениям. В упанишадах, основная часть которых возникла в VIII - VI вв. до н.э., обнаруживаются первые формы философского мышления. Упанишады содержат новое истолкование явлений мира, согласно которому в качестве первоосновы бытия выступает Брахман. Но это не бог - творец, это высшая абсолютная реальность, абстрактный принцип, предназначенный для постижения вечной, вневременной и надпространственной сущности мира. Каждая индивидуальная душа - Атман - является проявлением, частью Брахмана[6, с.207-208].
Еще по теме:
Культурологические школы
Натуралистическая школа
Ее главная черта - стремление подчеркнуть биологическую обусловленность культуры, значительно преувеличивая ее. Это направление объединяет преимущественно медиков, психологов и биологов, которые пытаются объяснять ...
История формирование английского стиля
В середине 1 тыс. н. э. на Британские острова вторглись германские племена англов, саксов, ютов и фризов. Они оттеснили на Север более древнее кельтское население - бриттов. В VI-VII вв. стала складываться своеобразная англосаксонская кул ...
Этническая и национальная культура
Этнич.(народн.) к-ра – это к-ра людей, связ-х общностью происх-я и совм. хоз. деят-тью. Местн. огранич-ть, жестк. локализ-я, обособл-е в сранит. узк. соц. простр-ве – одна из главн. черт этой к-ры. в ней господствует сила традиции, привыч ...