Возникновение музея как феномена культуры

Информация о культуре » Возникновение музея как феномена культуры

С древних времен люди начали осознавать, что им необходимо особое пространство, которое будет поддерживать связь с высшими идеалами, помогать осмыслению и познанию мира, собственного места в нем, которое будет воплощать идеи наследия, преемственности традиций и обычаев.

Музей – уникальное явление истории и культуры, овеществленное хранилище времени. Он выступает средством расширения культурного горизонта, оформляет в историческом контексте процессы общения и взаимодействия носителей различных культур и субкультур, представителей различных социальных, возрастных, этнических групп. В широком смысле музеем называется любое собрание, выставка, коллекция.

До того, как музей стал социальным институтом новоевропейской культуры он прошел долгий процесс коллекционирования предметов культуры и природы, которые в разные исторические эпохи наделялись определенной ценностью. Этот процесс “музеефикации” предметов уходит истоками в первобытное общество.

Первобытный Протомузей – храм-пещера, заполненный рисунками, культовыми предметами был и природным, и ритуально-символическим пространством, которое строилось по принципу: периодическое повторение того, что было, создает уверенность в том, что есть нечто абсолютное. И хотя это “нечто” имеет сверхчеловеческую природу, тем не менее, оно становится доступным в ритуальных действиях, которыми руководили шаманы.

Возникновение музея как феномена культуры основывалось на преодолении порядка существования, то есть на вытеснении старшего поколения младшим. Первобытный человек жил как-бы в двух временных пластах: он устремлялся в будущее (рос, взрослел, старел) и обращался в прошлое – к своему истоку, носителем которой были предки, оставшиеся в памяти, и старики – хранители живой традиции.

Первобытный Протомузей создавал то пространство, где каждый участник ритуала ощущал себя частицей рода, переживая традицию не как нечто прошедшее, а как постоянно текущее настоящее, в котором авторитет старших был абсолютной ценностью, который был глубоко символичен, отсюда образ мудрого старца воплощал потребность удержать прошлое в его целостном бытии, культивируя тем самым идею “музейности”.

Так как весь ритуал переживался как истинная реальность, все, что относилось к ней, приобретало магический смысл. Отсюда, все культовые предметы обретали сакральность, их необходимо было оберегать, хранить в специально отведенных “священных” местах, и к которым имели право прикасаться лишь посредники миров – “первобытные маги”, они же следили за тем, чтобы эти раритеты передавались из поколения в поколение, тем самым, сохраняя традицию, транслировали постепенно накапливаемый человеческий опыт во всей его полноте. Речь шла не столько о передаче “чисто художественного и материального наследия” пещер, сколько о сохранности наиболее существенного – идей и понятий, которые скрывались за образами первобытного искусства, в первую очередь магического ритуала.

Таким образом, протомузей возник как организующий центр становящегося культурного пространства. При этом под “прото” понимается не временный смысл, а определенная “первопричина”. Протомузей стал святым пространством, имел самостоятельную ценность. Это место являлось символом Мира, репрезентируя его ценности, ценности культуры, так как оно создано человеком.

Актуальностью выбранной темы курсовой работы является стремление определить истоки возникновения музея как феномена культуры, с целью привлечения внимания к общечеловеческим ценностям, как наследию непрерывности и преемственности наиболее значимых явлений культуры.

Важно не только определить предпосылки возникновения музея как культурного феномена, но и выявить, есть ли у него перспективы и потенциалы развития, или же он лишь продукт определенного исторического периода, вместе с которым и должен уйти в прошлое.

Актуально обратить внимание на необходимость поднятия статуса музея в современной культуре, где происходит возврат к общепризнанным шедеврам и, одновременно, с все возрастающими возможностями виртуального и интерактивного приобщения к музейным ценностям растет потребность непосредственного контакта с подлинными вещами. Несомненно, в ближайшем будущем это приведет к новым изменениям музейного пространства. Поэтому выбранная тема основывается не только на определении музея как феномена культуры, но и на актуальности выявления перспектив его дальнейшего развития.

Цель курсовой работы – выявить, структурировать и проанализировать основные формы предмузейного собирательства и коллекционирования от первобытного общества до эпохи Возрождения.

В связи заданной целью ставятся следующие задачи:

1) Раскрыть особенности возникновения и становления традиционных форм протомузея в Древнем мире.

2) Дать характеристику эволюции религиозного и светского собирательства в Античную эпоху.

3) Проанализировать специфические черты коллекционирования в Средние века.

4) Рассмотреть процесс трансформации традиционных форм музейного дела в эпоху Возрождения.

Структура работы: работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы. Объем работы состоит в количестве 43 листов.

Еще по теме:

Единое культурно-историческое и информационное пространство
Российская Федерация и Украина, составлявшие на протяжении нескольких столетий единое государство, объективно имеют общую культурную среду, а при наличии современных технологий массовых коммуникаций находятся в едином информационном прост ...

Геометрическая резьба по дереву
Геометрическая резьба по дереву, один из самых древних и распространенных видов деревянной орнаментальной резьбы. Выполняется в виде выемок двух-, трех-, четырехгранной формы, которые в сочетании дают большое число разнообразных композици ...

Живая сила огня
По народным представлениям, в Иванов день солнце действует с особенной живительной и возбуждающей силой. Пламя костров символизировало июньское солнце. Сам по себе «ярилин огонь» призван был «помочь» солнцу одолеть верхушку неба, он озна ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы