Коллекционирование в Древней Греции

Информация о культуре » Возникновение музея как феномена культуры » Коллекционирование в Древней Греции

Следующим этапом на пути становления музея как социокультурного института становится коллекционирование, которое считается предшественником современного музея. В практике собирания, хранения и презентации древних собраний накапливался и осмысливался опыт работы с предметами, определивший в дальнейшем основные направления музейной деятельности.

Первыми коллекциями стали специальные хранилища для живописных и скульптурных работ, которые появились в Древней Греции. Произведения живописи помещались в специально отведенные места – пинакотеки (с греч. – pinax – доска, картина и theke – хранилище), собрания скульптур назывались глиптотеками (с греч. – glyptos -изваянный). Так, собрания картин, скульптур, резных камней получают наименования, этимология которых восходит к особенностям создания предметов.

Пинаки – картины, выполненные восковыми красками на деревянных и терракотовых дощечках. Греческие мастера работали в технике энкаустики: красители растирались с воском, а готовые краски сильно подогревались и в полужидком состоянии наносились на основу жесткой кистью.

Самой известной пинакотекой стала та, что находилась в афинском Акрополе, средоточии главных святынь города. Когда архитектор Мнесикл построил из мрамора монументальный вход на Акрополь – Пропилеи, состоявшие из центральной части с портиком и крыльев, то в северном крыле, более массивном, с глухими стенами, разместилась пинакотека, свет в которую проникал через двери и два окна. Мнения исследователей относительно характера хранившихся здесь живописных произведений расходятся. Одни считают, что картины представляли собой настенные росписи, другие же, что изображения писались и на досках, как посвятительные дары.

Живописными произведениями и скульптурными работами украшались и распространенные в античной архитектуре длинные галереи-портики, или стои. Самой знаменитой среди них была стоя Пойкиле в Афинах, чье название означает “пестрая”, “расписная” из-за украшавших ее стену больших картин - пинак, закрепленных на стене и легко снимавшиеся с нее, с изображением мифологических сюжетов и реальных исторических событий.

К древнегреческому периоду относятся и первые случаи адресного “экскурсионного” обслуживания. Служитель храма не только следил за сохранностью сокровищ, он должен был рассказывать о них гостям и путешественникам. Таким образом, храм и его сокровища впервые становились объектами античного “туризма”.

В практике хранения и показа сокровищ накапливался первый практический опыт их учета. Так, в отдельных храмах имелись инвентарные описи и даже некоторое подобие будущих путеводителей, а также первые схемы группировки предметов. Например, в афинском Акрополе, в Пропилеях были найдены остатки пинакотеки, где картины сгруппированы по художественным школам, что представляет собой прообраз будущей академической экспозиции художественного музея.

И если первые древнегреческие собрания предметов формировались стихийно, отличаясь неоднородным составом, и носили сакральный характер, использовались для демонстрации религиозного поклонения как “дары богам”, то со временем коллекции становились общим достоянием граждан, а это предполагало и создание условий для доступа к их осмотру широкой публики и более разнообразный материал для показа. Так, рядом со священным сосудом могла находится кость какого-нибудь диковинного животного.

Приветствовались акты дарения собраний храмам или городу, а также меры по организации широкого доступа не только к храмовым и городским, но и к частным собраниям, но создание, которых в древнегреческом обществе особо не поощрялось, поскольку воспринималось как вызов государству. Частные коллекции стали распространяться позже, в эпоху Древнего Рима. Но именно собирание вещей с точки зрения их сакральности, коллекционирование живописных и скульптурных работ зародилось именно в Элладе. С эпохи эллинизма, а затем в Древнем Риме оно стало носить функциональный характер, подчеркивая индивидуализм собирателя.

Еще по теме:

Судьба самарских храмов 1917 – 1980 гг
1917 г. открыл новую трагическую страницу истории. После революции положение церкви изменилось. 21 января 1918 года опубликован декрет Совета народных комиссаров РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». С этого момент ...

Краткая история античного костюма
Одежда всегда играла в жизни человека огромную роль, ведь она выполняла в обществе особые функции – выражая климатические, национальные и эстетические особенности местности. Если для первобытного человека главным было сохранение тепла сво ...

Изменения творческого состава в новых экономических условиях
«Культура самодостаточна, она в себе содержит инструменты для самореализации и саморазвития. Она формируется временем и обществом, и сама формирует, воспитывает своего потребителя, отражает тенденции времени». С 2003 года по 2008 год уп ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы