По отдельным республикам число музеев на 1941 г. составило:
РСФСР …………………………………………………………….592
УССР ………………………………………………………………174
Грузинская ССР ……………………………………………………38
Белорусская ССР ………………………………………………… 26
Казахская ССР …………………………………………………… 26
Азербайджанская ССР ……………………………………………22
Узбекская ССР …………………………………………………….17
Армянская ССР ……………………………………………………11
Туркменская ССР ….……………………………………………….5
Киргизская ССР …………………………………………………….3
Таджикская ССР ……………………………………………………2
Всего …………………………………………………………… .916
Таким образом, музейная сеть РСФСР и всего СССР в начале 1920-х гг. имела многочисленные недостатки: командно-административную систему управления, смешанность и случайность коллекций, отсутствие целевой установки, что являлось итогом хаотического распределения фондов в первые годы советской власти. Однако сам факт ее появления не имел аналогов в мировой практике того времени и отражал стремление дореволюционных музейных деятелей к объединению музейного дела и его координации из единого центра. Музеи могли позволить себе активные поиски форм экспозиций, эксперименты формы и содержания выставочной работы. Энтузиазм краеведческого движения при довольно высоком научном и культурном уровне местных музеев достигал небывалого размаха. Замечателен тот факт, что в середине 1920-г гг. в музеях России проведены первые социологические исследования социально-демографического состава, поведения, запросов и интересов публики, обнаружившихся при осмотре экспозиций и выставок.
Далее, начиная со 2-й половины 1920-х гг. советские музеи, испытавшие вначале так называемые «левацкие» социологические влияния, а затем нарастающие элементы бюрократизма и администрирования, к концу рассматриваемого периода в своей основной массе (за исключением столичных музеев-гигантов) были сведены до уровня обычных политико-просветительских учреждений, которые ничем не отличались от клуба или избы-читальни. Первый Всероссийский музейный съезд (1930) определил развитие музейного дела в России как часть общегосударственной и партийно-пропагандистской работы.
В 1930-е годы продолжалась реорганизация сети музеев, направленная на активизацию участия масс в социалистическом строительстве и воспитание их на примере утвержденных идеологических образцов; были созданы технико-экономические, развивались историко-революционные, литературные музеи и мемориальные музеи. Сложилась к 1936 г. система музеев В.И.Ленина, деятелей революции и Гражданской войны. В то же время закрылись Общество бывших политкаторжан, Музей Кропоткина и музей ссыльнопоселенцев.
Музейное дело в России 1930-х гг. характеризовалось преимущественно вниманием к массовой политико-просветительной работе при одновременном снижении внимания к таким специфичным для музеев направлениям, как комплектование музейных фондов, их изучение и сохранение. В «массовой» работе с населением преобладали в этот период внемузейные, агитационные формы – лекции, выставки-передвижки, приуроченные к политическим компаниям. Во 2-й половине 1930-х гг. широко развернулась работа музеев со школой. В области экспозиционной деятельности окончательно утвердился тематический принцип построения экспозиций, наметившийся в историко-революционных музеях в 1920-е гг. Экспозиция тематическая стала вплоть до наших дней ведущим методом экспозиционной работы в большинстве музеев.
Из музейных коллекций были распроданы многие предметы «не имеющие историко-художественного значения».
Опасаясь дальнейшего самостоятельного развития краеведческого движения и каких-либо отклонений от единообразия мыслей, в конце 1920-х гг. начинается подчинение краеведческого движения государственно-политическому диктату, это выливается в разгром краеведения и аресты его видных деятелей на рубеже 1929-30 гг.
Таким образом, музейное дело в 1930-40-е гг. было окончательно поставлено государством себе на службу. Большое внимание уделяется методической работе (в 1934 г. создан Научно-методический совет музейного отдела Наркомпроса). Это объясняется стремлением внедрить в практику утвержденные образцы музейной деятельности и необходимостью постоянного обучения музейных кадров. Музей становится одним из рупоров государственной политики, и здесь все должно было соответствовать этому – как экспонаты, так и люди, работавшие в музее, кадровый аппарат музеев был изрядно «вычищен».
Еще по теме:
Человек как биологическое, социальное и культурное существо
Социальная структура человека, как и любая структура общественных явлений повседневной жизни, конечно, предполагает систематизацию наших представлений о наиболее важных свойствах изучаемого объекта. Понимая человека как социоприродное сущ ...
Формирование новой художественной системы
Художественная система мастера окончательно сложилась в революционном порубежье. Петров-Водкин излагал ее со свойственной ему романтической восторженностью мировосприятия в письмах, заметках и поздних автобиографических сочинениях. Открыт ...
Жизнь художника
Франсиско Сурбаран (1598—1664), родился в крестьянской семье, по другой версии — небогатого торговца, в небольшом селении Фуэнте-де-Кантос в провинции Бадахос. Рассказ о необычайно яркой, замеченной современниками одаренности маленького Ф ...