Музейное дело – вид деятельности, включающий комплектование, учет, хранение, охрану, изучение и использование музеями культурного наследия страны и рефлексию этих процессов. Музейное дело объединяет музейную политику (музейное законодательство, музейное строительство, организацию управления музеями), музееведение, музейную практику (научно-фондовую, экспозиционную и научно-просветительскую работу).
Музейный мир развивался во времени и пространстве, ведь само возникновение музея могло произойти лишь на определенном этапе освоения человечеством пространства и времени. Это освоение включало в себя проявление линейной перспективы в живописи, новые географические открытия, достижения естествознания и астрономии и многое другое. В России это произошло позднее, чем в Европе. Только концом XVII века исследователи датируют начало истории коллекционирования в России. Но лишь к XVIII веку сложилось мировосприятие, при котором стало возможно появление музеев. Музей оказался уникальным социальным организмом, который как бы аккумулировал пространство и время и зримо представлял множественность ритмов истории.
Под музейным миром понимается часть культурного пространства, в котором функционируют объекты истории, культуры, природы, признанные обществом ценными и подлежащими сохранению и передаче будущим поколениям в качестве овеществленного культурно-исторического опыта. Музейный мир охватывает не только подлежащие сохранению и включению в современную культуру объекты, но и всю совокупность учреждений, людей, идей, выполняющих эти задачи. В процессе включения объектов в современную культуру, их актуализации, в рамках музейного мира формируется особая историко-культурная среда, активно влияющая на культуру настоящего и будущего.
Современный музейный мир России – это прежде всего 1871 музей системы Министерства культуры Российской Федерации, среди которых 86 музеев федерального подчинения, 1715 местного и 70 крупнейших ведомственных музеев. В них сосредоточено 50 млн. единиц хранения.
Исторические факты свидетельствует о том, что основы музейной деятельности начали формироваться уже в Древней Руси: происходило собирание, хранение и демонстрация узкой публике музейных предметов, в которых наряду с экономическими и эстетическими аспектами видели объекты изучения. Первые домузейные собрания несли на себе отпечаток общественных отношений, отражали духовные, культурные и идеологические интересы правящей верхушки и нередко служили средством укрепления ее власти.
Перемены, произошедшие в собирательстве и музейном деле связаны с именем и реформаторской деятельностью Петра I, который отличался жаждой знаний, чувством современности, стремление поднять Россию до просвещенного уровня, поднять на новую ступень экономического и культурного прогресса. В начале XVIII века царь Петр сам основал три музея, определив на длительную перспективу пути культурного развития страны. Первый петровский музей – «кабинет диковинок», знаменитая Кунсткамера, собравшая биологические, анатомические и этнографические достопримечательности была открыта для посетителей в 1719 году.
Также можно напомнить, что в начале XVIII века в России были собраны богатейшие частные коллекции, главными зрителями и исследователями которых были владельцы этих коллекций. Немногочисленные посетители, которые допускались к осмотру собраний, как правило, не имели достаточных знаний о выставленных предметах, не были готовы к их восприятию. Однако, в последствие, именно эта большая работа, проведенная коллекционерами в XVIII вв., легла в основу и содействовала дальнейшему развитию российского музея как социального института в следующем, XIX в. А тогда в XVIII веке в России происходило первичное формирование музея как социального института, а в целом музейная политика и музейное дело имели в своей основе просветительские и научные цели.
Далее, ни в XVIII, ни в первой половине XIX века про музеи нельзя было сказать, что они занимают важное место в культурной жизни страны. Они начали служить ученым, но для широкой публики музеи оставались собранием диковин, не понятных для неподготовленной публики. Отбор и презентация музейных предметов находились на низком уровне. Мотивация посещения музеев представителями низших сословий коренным образом отличалась от того, что приводило туда монархов, знать, ученых и др. В своем большинстве простые люди интересовались «хлебом насущным», у них не было ни времени, ни сил посещать музеи для получения знаний либо эстетического удовлетворения. Стремление к искусству и наукам приглушалось более прагматическими заботами, за исключением талантливых и высоко образованных личностей. К тому же то, что люди могли увидеть в большинстве крупных музеев, мало касалось их жизни, эффект от осмотра чудесных и редких предметов был не более, чем кратковременная вспышка восхищения.
Вместе с тем в первой половине XIX века в музейной работе произошли определенные перемены. Увеличилось количество публичных музеев, расширилась география их размещения, начался процесс дробления некоторых комплексных крупных музеев на меньшие специализированные учреждения, уделялось больше внимания их воспитательной функции. Все чаще устраивались промышленные и сельскохозяйственные выставки, на базе которых создавались музеи. Тенденции, наметившиеся в музейном деле в первой половине XIX века, получили развитие в последующий период.
Во второй половине XIX — начале XX века в развитии музеев произошли важные перемены. Начали решаться вопросы систематизации, каталогизации, реставрации, активизировалась исследовательская и выставочная деятельность музеев. Происходил раздел между публичными представлениями экспонатов и исследовательским собирательством. Ведущей тенденцией в этот период становится демократизация большинства музеев, выразившаяся в расширении участия общественности в их создании и деятельности. Возникли новые профили музеев и выставок (например, почтовые, промышленно-технические, сельскохозяйственные), которые посещали уже широкие массы населения.
Тенденция к представлению музейных предметов как диалога с посетителями музея или выставки на рубеже XIX и XX вв. становится преобладающей. Образуются различные музейные «школы», в разных манерах представляющие музейные экспонаты публике.
В конце XIX в. возникает термин «музеология» как определение специфической отрасли знаний, связанных со всеми аспектами жизнедеятельности музея. Появляются специальные музеологическая литература и периодика. В музеях появились штатные должности хранителей («консерваторов») музейных собраний, реставраторов.
В самом конце XIX — начале XX века связи с популярностью музеев и ростом их посещения возникла необходимость искать средства экспонирования, доступные широкому кругу посетителей. Решающее значение для развития музейной деятельности во второй половине XIX — начале ХХ в. имело общественно-просветительное движение, использующее наглядный и предметный музейный материал для просвещения народа, расширение научных знаний.
Таким образом, в конце XIX – начале XX века в России уже сложилось развитое музейное дело.
После Октябрьской революции Советское государство превратило музей во всенародное достояние. Правительственными распоряжениями, декретами, постановлениями СНК РСФСР 1917-18 были национализированы крупнейшие частные музеи, установлен порядок охраны музеев и памятников, регистрации и принятия их на государственный учёт, запрещен вывоз произведений искусства за рубеж (декрет от 19 сентября 1918). То есть в судьбе русских музеев начался новый период развития.
Данная дипломная работа посвящена развитию музейного дела в РСФСР в период с 1917 до 1991 г. История музейного дела тесно связана с развитием просвещения и многих отраслей науки, является неотъемлемой частью истории отечественной культуры, а ведь именно в выбранный для исследования период были разрушены старые российские и заложены новые советские культурные традиции, именно в ту пору музей начинает играть важную роль в идеологическо-просветительской работе и в научной жизни страны, обретает новые цели и задачи, обусловленные сменой и становлением общественного строя.
Сегодня уже очевидно, что политические, экономические, культурные процессы протекают, как правило, в разных ритмах. Факты свидетельствуют, что, например, 1917 год явился важным рубежом в политической и экономической истории страны, но для истории музейного дела таким рубежом стал конец 1920-х годов. А следующий этап, наступает лишь в конце 1980-х годов.
Выбранная для дипломной работы тема особенно актуальна сейчас, в период становления рыночной в России, когда музейное дело находится в сложном положении, когда музейные работники, лишенные государственной поддержки, вынуждены судорожно искать новые формы существования, когда для многих музеев стоит вопрос элементарного выживания, сохранения своих ценностей для будущих поколений. Тогда как музейные фонды могли бы стать основой для возрождения российской культуры именно сейчас, когда необходимо воссоздавать вокруг себя разрушенную нравственную среду, завоевывать у абсурда территорию и подчинять ее здравому смыслу, отбивать, хоть поодиночке, у нечистой силы души наших соотечественников, прежде всего самых маленьких, возрождать традиционные промыслы и ремесла, восстанавливать музыкальный и художественный вкус, поддерживать одаренных людей, влиять на общественное отношение всеми доступными методами, чтобы вновь поставить на твердую историческую национальную почву перевернутую пирамиду ценностей...
Поэтому цель дипломной работы исследовать первые и последующие шаги советской власти в развитии музейного дела страны, проследить исторический путь становления музеев РСФСР за довольно большой период между Великой Октябрьской революцией и до распада СССР:
- рассмотреть как происходило становление музеев в первые годы советской власти, приводя конкретные исторические примеры деятельности тех или иных музеев и личностей, с ними связанных;
- исследовать развитие музейного дела в последующий период, то есть начиная с 20-х годов и до Великой Отечественной Войны в РСФСР;
- изучить цели и задачи, поставленные перед советским музеем политической властью страны;
- исследовать дальнейшие этапы музейного строительства, важнейшие события в музейной истории, государственную политику в этой области, состоявшиеся и неосуществленные проекты музейных деятелей.
Дипломная работа будет состоять из следующих частей:
Введение включает в себя в общем виде сформулированную цель и задачи дипломной работы, а также анализ исследований по теме.
Первая часть дипломной работы посвящена истории музейного дела первых лет образования РСФСР, в ней будут определены новые тенденции развития советского музея, как то - политизация и превращение музеев в идеологическое орудие большевиков. Здесь же рассказано об истории становления музейного дела в РСФСР с начала 20-х годов и до 1945 года, когда происходило формирование административно-командных основ партийно-государственного руководства музейным делом, дельнейшая идеологизация музейной науки. Здесь будут приведены типичные примеры политической «чистки» и культурного разорения, происходившего в Эрмитаже в обозначенный период времени. Музей Эрмитаж является самым крупным и знаменитым музеем нашей страны, который посещают ежегодно несколько миллионов человек со всего мира, находящийся в центре внимания, и события, происходящие в нем можно считать ярким примером новых форм взаимодействия музея и общества, музея и власти. Поэтому для достижения поставленных целей курсовой работы наиболее целесообразно приводить эпизоды именно из его истории.
Вторая часть рассказывает об основных этапах, событиях и участниках музейного дела в послевоенный период до 1991 г. В ней очень подробно прослеживается путь послевоенных музеев, от периода восстановления после существования в страшные военные годы, когда стране, в целом, было «не до жиру», но музеи сохранялись и действовали, через время так называемой «оттепели», время всплеска заинтересованности историей и культурой до момента распада СССР.
В заключении подводятся итоги всей дипломной работы.
Необходимо особо выделить значимость источников, использованных для раскрытия темы.
Основным источником в процессе работы над дипломной работой была «Российская музейная энциклопедия», выпущенная в 2001 году в России.
Это первое не только в России, но и в мире издание, дающее полную картину формирования и современного состояния музейного дела целой страны. Российская музейная энциклопедия РМЭ представляет собой 2-томник общим объемом 140 печатных листов. В работе над ним участвовали более 1000 авторов из научных центров и музеев России и стран ближнего зарубежья.
Разработка концепции и подготовка рукописи осуществлены сектором музейной энциклопедии Российского института культурологии МК РФ. Сектор - научно-исследовательское подразделение, созданное в 1986 г. для разработки концепции и подготовки к изданию первой отечественной музейной энциклопедии. Сектор занимается разработкой фундаментальных проблем теории и истории музейного дела, а также исследовательских и прикладных проектов в данной области. Книга издана Российским институтом культурологии, издательствами «Прогресс» и «Рипол Классик» при участии компьютерной фирмы «КОДИС» и финансовой поддержке Минкультуры России и Института «Открытое общество». Ряд музеев России предоставил для нее иллюстративный материал.
1495 статей энциклопедии посвящены вопросам теории музейного дела, истории формирования музейных собраний, биографиям музейных деятелей, коллекционеров, реставраторов.
1700 цветных и черно-белых репродукций и фотографий превращают издание в каталог шедевров, хранящихся в российских музеях.
Музейный мир каждого из 89 регионов России представлен в энциклопедии картами и кратким очерком истории изучения и музеефикации культурного наследия, формирования музейной сети. Наиболее значимым музеям региона посвящены отдельные статьи.
Эту книгу ждали давно. Не только научные работники и студенты, библиотекари и учителя, журналисты и искусствоведы. Ее явно не хватало всем, кому дорога культура России.
Работа над энциклопедией продолжалась более десяти лет А идея создать музейную энциклопедию родилась еще в начале 80-х. Лет через пять сотрудники НИИ культуры (ныне - Российский институт культурологии) занялись анализом научных и информационных условий для создания крупного справочного издания в области музееведения. После широкого обсуждения концепции будущей энциклопедии начался сбор методических материалов для статей, на что потребовалось несколько лет. Два года ушли на подбор иллюстраций, уточнение важнейших понятий, терминов. Но... пришли другие времена, и работа над книгой усложнилась: многие теоретические положения устарели, обозначились и новые тенденции в развитии мирового музейного дела. Зато исчезли многие идеологические табу.
И, похоже, что авторам, удалось сохранить "необходимое равновесие между соблазном "все переписать по-новому" и стремлением бережно и уважительно сохранить все ценное".
Даже в кратких терминологических статьях виден системный подход к анализу и интерпретации фактов. А вообще здесь пять крупных блоков информации: исторический, теоретический, музеографический, биографический, прикладное музееведение. Это дает возможность воспроизвести картину музейного мира России во всей ее полноте.
Другим важным источником при разработке темы дипломной работы послужила книга "Музейное дело в России". Книга вышла в свет в 2003 году, написана авторскими коллективами специалистов Кафедры музейного дела Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма и Сектора музейной энциклопедии Российского института культурологии. Книга адресована в первую очередь музейным работникам и представляет цельную картину истории и современного состояния музейного мира России и основных направлений музейной деятельности.
Работа представляет собой фундаментальное, оригинальное, в своем роде уникальное междисциплинарное исследование, имеющее, несомненно, более чем значительную, теоретическую и практическую ценность.
В книге ясно и последовательно прослеживается принцип историзма. И дело не только в том, что раздел 1 посвящен истории музейного дела в России. Само изложение материала и его анализ на протяжении всей монографии выстраивается в стройную и ясную картину, где настоящее, сопр... далее »»икасаясь с прошлым, позволяет наметить контуры будущего. Раздел 1 дает прекрасное представление о развитии музейного дела в России. К числу несомненных достоинств этого раздела относится объективность и отсутствие даже намека на политизацию, уважительное отношение к историческому прошлому нашей страны на всех этапах ее истории. В этом отношении особо следует выделить главу "Музейный мир на рубеже тысячелетий". Хотя автор оговаривается, что повествование носит эмоциональный характер, но кажется, что ему удалось нарисовать объективную картину музейного дела, тенденций его развития, объективных и субъективных трудностей на его пути и, главное, перспектив.
Говоря о разделе "Музейное дело сегодня и завтра", хотелось бы отметить три его особенности, которые определяют его ценность как теоретическую, так и практическую.
Во-первых, в нем внятно и в соответствии с современным научным подходом дается представление о сущности формирующейся на наших глазах дисциплины, каковой является музееведение. Представляется, что формулировка вполне адекватна и, главное, делает упор на человеческий фактор при определении сущности этой дисциплины.
Во-вторых, авторы взвешенно и без личных пристрастий раскрывают содержание предмета музееведения и различные к нему подходы.
В-третьих, в разделе охватываются почти все формирующие и определяющие деятельность современного музея компоненты - от научно-исследовательской работы и комплектования музейных фондов до музейной социологии и современных информационных технологий.
Авторы вполне справились с задачей, о которой они сказали в Заключении - осмыслить генерацию культуры будущего как "миссию музея в современном обществе". В книге подкупает то, что она создана на базе обширной литературы и на основе личной деятельности и опыта ее авторов, т.е. это не взгляд со стороны, а результат труда заинтересованных в развитии своей науки специалистов. Именно это делает труд интересным монографическим исследованием, которое полезно не только для профессионалов в области музейного дела, но и добротным учебным пособием. Анализ источников позволяет сделать вывод о довольно хорошей изученности темы отечественными исследователями.
Еще по теме:
Ансамбль Афинского акрополя
Достичь индивидуальности каждого здания греческим зодчим помогала ордерная система. Греческие зодчие разных стран, изменяя размеры архитектурных элементов и расстояния между ними создавали неповторимые шедевры, умело используя эту систему ...
Культура досуга. Соотношение работы и досуга
Потребность в отдыхе — это биологическая потребность организма. Досуг есть средство удовлетворения этой потребности. И вместе с тем он проводится всегда в какой-то культурной форме, представляет собою определенную форму культуры. Как и вс ...
Контроль качества отливок, виды брака и меры его предупреждения
Контроль качества отливок осуществляется визуально или с помощью специальных приборов. Изготовление отливок по вакуум-процессу сопровождается следующими видами брака:
– увеличенная шероховатость поверхности, которая может возникать из-за ...