музей краеведческий культурный ценность
Великая Отечественная война поставила перед музеями 2 главные задачи: сохранить музейные ценности и определить основные формы деятельности в экстремальных условиях. В РСФСР эвакуация охватила 15 областей, 2 края и 2 автономных республики. В 1941 г. из-за отсутствия планов эвакуация музеев повсеместно проводилась в большой спешке, без должного материального обеспечения. Удалось эвакуировать фонды 66 музеев, в том числе наиболее ценную часть коллекций музеев Москвы, Ленинграда, Архангельска, Севастополя, Новгорода, Пскова, Смоленска, Воронежа и др. Было создано 9 крупнейших хранилищ (в Казани, Перми, Сарапуле, Кустанае и др.). На оккупированных территориях фашисты разрушили около 400 музеев, многие учреждения были временно законсервированы. Очевиден факт, что в ходе второй мировой войны музеи СССР понесли значительные потери: исчезли ценные коллекции, были разрушены музейные здания, погибли или не вернулись в музей многие сотрудники.
Сократилось финансирование музеев, их помещения отдавались под нужды военных и гражданских учреждений. В этот период получили наиболее распространение оперативные формы работы: выставки (в том числе и передвижные), лекции, беседы о героическом прошлом народов СССР и доблести Красной Армии. Усилился интерес к краеведческой работе, активно велось комплектование фондов и музеев материалами войны. На освобожденных территориях предпринимались меры для восстановления и реставрации архитектурных памятников и музеев.
Особая роль в военные годы выпала на долю исторических музеев. В годы Великой Отечественной войны часть исторических музеев, оказавшихся на оккупированной территории, была уничтожена и разграблена фашистскими захватчиками, часть подверглась «консервации» (временному свёртыванию работы), некоторые ранее самостоятельные историко-революционные музеи были преобразованы в отделы краеведческих музеев; возникали преимущественно военно-исторические музеи, нацеленные на раскрытие героической истории русской армии, а также героизма советских людей в борьбе за независимость; ведущей формой экспозиционной работы стала организация временных и передвижных выставок патриотической тематики.
Сотрудники исторических музеев вели напряженную агитационно-пропагандистскую работу, как в самих музеях, так и за их стенами, в непосредственной близости от линии фронта.
Наркомпросы СССР и РСФСР поставили перед историческими музеями задачу комплектования фондов «по горячим следам» событий, методику комплектования разрабатывали в НИИ краеведческой и музейной работы. Важной заслугой исторических музеев в годы войны явилось повышение внимания к подлинным памятникам истории в процессе формирования коллекций, что позволило в определенной степени преодолеть ошибочные методологические установки Первого Всероссийского музейного съезда.
То есть задачи, поставленные перед музейным делом РСФСР в тяжелые годы Великой Отечественной Войны 1941 - 1945 гг. были выполнены.
Таким образом, музейное дело в РСФСР в период развития и становления с 1917 по 1945 гг. пережило череду тяжелых испытаний: национализацию, разруху гражданской войны, постановку на «партийные рельсы» и проверку на жизнеспособность в новой, ещё более страшной, войне. Конечно, были и радостные события, проекты, начинания, которые оказывались тем успешнее, чем более созвучны они были господствующей в стране идеологии. Государство поставило музеи в строй, и полученные приказы должны были беспрекословно выполняться. Иначе, событие не имело «историко-художественного значения», не представляло «культурной ценности» и лишалось права на существование, будь это предметы или люди…
Еще по теме:
Анализ лиможских эмалей xii-xiv века
Выемчатая эмаль - одна из древнейших эмальерных техник. На металлической пластине достаточной толщины глубоко вырезается (вынимается) сюжетное или орнаментальное изображение. Получившиеся при этом углубления заполняют прозрачной или непро ...
1960 г.- вторая волна репрессий против церкви
С 1960 по 1965 годы епархией управлял архиепископ, с 1962 - митрополит Мануил (Лемешевский), выдающийся богослов и церковный историк, автор фундаментального научного труда - "Биографического словаря архиереев Русской Православной Цер ...
Культура как информационный процесс
Культура как мир знаков.
Выступая в качестве носителей смысла, «обработанные» (физически и духовно) человеком вещи, процессы, явления становятся знаками. Знаки и системы знаков исследуются специальной наукой — семиотикой. Знаковыми систе ...