Работа любого творческого объединения оценивается по конечному результату. В условиях производственного коллектива это, например, концерт художественной самодеятельности в цехе, на смотре производственного объединения, района, города, области, участие в культурном мероприятии цеха, предприятия, вечер отдыха, новогодние праздники, Международный женский день 8-го марта, выставки декоративно-прикладного искусства и т.д. В качестве продукта этого результата выступают, с одной стороны, репертуар (для исполнительского коллектива), поделки декоративно-прикладного искусства, фотовыставки, работы художников, а с другой стороны, руководство психолого-педагогическим процессом развития личности (изменение интеллектуального, креативного, коммуникативного уровня участников коллективов). Регулярное и целенаправленное обращение к произведениям искусства приводит человека к активному созиданию духовных ценностей для себя, для других. Мы согласны с Г.С. Тарасовым, который подчеркивает, что в духовной деятельности индивид, объективируя себя, одновременно обнаруживает перспективу своего развития и, таким образом, его духовная потребность выступает как своеобразная потребность духовного саморазвития (190,с.5).
В ходе нашего анализа философской, психолого-педагогической литературы и диссертационных исследований мы установили, что определение понятия «духовность» дается по четырем основным направлениям:
- духовность как результат приобщения личности к общечеловеческим ценностям, т.е. корни духовности находятся в продуктах жизнедеятельности: памятники старины, произведения науки и искусства (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский А.Н. Леонтьев, А.Н. Веселовский и др.);
- духовность как особое состояние личности, возникающее под влиянием ситуативных и личностных факторов. Духовность рассматривается как психологический феномен осмысления человеком определенных ценностей (З. Фрейд, К. Юнг и др.);
- духовность как принцип самореализации и саморазвития личности (Л. Г. Брылева, Г.А. Балл, А. Маслоу, В.А. Черкасов, Г.Н. Мусин, И.В.Силуянов, К. Ямперс и др.);
- духовность как божественное откровение (Н.А. Бердяяв, Н.О. Лосский, С.Л. Франк, Б.С. Братусь и др.).
Наполнение понятия духовности различным семантическим смыслом позволяет обозначить различные ценности в жизнедеятельности личности. Рассматривая проблему духовности и духовных ценностей в целом, можно выделить следующие особенности их бытования:
- непреходящий характер существования высших духовных ценностей, выражение в них предельных смыслов, жизненных параметров и ориентиров человеческой жизни и познания;
- направленность на идеальное.
Обращаясь к теории творчества, подчеркнем, что существуют различные его уровни. Наиболее распространенным является положение о том, что к творчеству может быть отнесена лишь деятельность, результатом которой является создание вещей, обладающих высокой общественной значимостью, полезностью, содействующих прогрессу общества. Такое творчество и его результаты можно отнести к высокому уровню. Но не менее ценной стороной сущности творчества является процесс саморазвития личности, ее самовыражение в любой художественно-творческой форме, где природа, динамика и генезис его результатов могут объективно находиться на более низком уровне, но в психологическом аспекте имеют принципиально важное значение для личности. Опыт нашего исследования показал, что творческая продукция, созданная в досуговом художественном коллективе для своих товарищей по трудовому процессу, имеет благоприятные психолого-педагогические последствия для личности, стимулирует и изменяет ее творческие и художественные потребности, подвигает на новые проекты самодеятельного творчества. В системе досуга реализуются ценностно-ориентационные установки членов коллектива, есть возможность высказать свою точку зрения, поделиться опытом и ценностными идеалами с товарищами по работе, участвовать в их воспитательном процессе. Деятельность личности в досуговом коллективе оказывает благоприятное влияние на творческую потенцию ее участников и способствует активизации процесса их приобщения к художественным ценностям.
Как известно, основное положение современной психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) состоит в том, что психологическая деятельность вырастает из практической, психологические процессы сама личность формирует прижизненно. Следовательно, участие личности в художественно-творческой деятельности способно повлиять на креативные, коммуникационные, духовные и другие особенности участников творческого коллектива. В.А. Сухомлинский утверждал, что «процесс творчества характерен тем, что творец самой своей работой и ее результатами производит огромное влияние на тех, кто находится рядом с ним. Одухотворение и вдохновение одной личности порождает одухотворение и вдохновение других людей. Творчество – это незримые ниточки, соединяющие людей. Чтобы человек благотворно влиял на человека, утверждайте в духовной жизни коллектива и личности творчество. Возможности для творчества безграничны» (188,с.523).
Еще по теме:
Религиозное искусство
Весьма актуальной тему религиозного искусства делает и гигантский рост интереса к памятникам культуры прошлых веков. Древнее русское искусство – храмовое зодчество, мозаики, фрески, иконы – перестало быть предметом исследования немногих с ...
Словесное действие
Теперь рассмотрим, каким законам подчиняется словесное действие. Мы знаем, что слово — выразитель мысли. Однако в реальной действительности человек никогда не высказывает своих мыслей только для того, чтобы их высказать. В жизни не сущест ...
Классификация аниме-сериалов по жанрам
Здесь пояснение некоторых терминов, которые использованы для описания жанра той или иной манги. Сёнэн - манга предназначена для парней (12-18 лет). Сёдзё - манга предназначена для девушек (12-18 лет). Сентай - манга повествует о приключен ...