Ещё одной традицией в буддийской архитектуре стало возведение оград вокруг храмов и ступ. Ступа – ритуальное сооружение, известное во всех буддийских странах в миниатюрных и гигантских формах. «Ступа» в переводе с санскрита «вершина». Части ступы означают различные элементы: Основание – земля, лестница – вода, полушария – огонь, шпиль – воздух, навершие – пространство. Ступа является вертикальной моделью мироздания. Но возможно и другое толкование: фундамент – омраченное состояние человека, лестница и купол – начало движения к Просветлению, шпиль – состояние бодхисаттвы, постигшего Истину, навершие – полное осознание природы будды в себе. Ограды украшают скульптурой и рельефными композициями. Тораны ступы в Санчи (I в. до н.э.) широко известны своими рельефами, составляющими единое целое с архитектурой. На рельефах предстают не только люди, но и животные, часто встречается растительный орнамент. В многофигурных сценах поражает ощущение всепроникающей жизни и энергии, одушевляющей все формы. Любовь к природе, преклонение перед её мощью и изобилием, жизнь, торжествующая во всех проявлениях – основные темы индийского искусства. В I–IV в. н.э. В художественной культуре Индии произошли большие перемены. В изобразительном искусстве Будду стали представлять в облике человека, а не в виде символов – священного дерева Бо, Колеса Закона и т.д. В этот период выделяется три школы буддийской скульптуры: Гандхара (северо-запад), Матхура (север), Амаравати (юг). Под влиянием культуры стран, расположенных западнее Индии, в Гандхаре образ Будды приобрел эллинистические черты. В школе Матхура его образ получил чисто индийскую трактовку, а изображение Будды на рельефах школы Амаравати условны, в них нет такого количества деталей, как в скульптуре других школ.
В эпоху Гуптов развивалось пещерное зодчество Образцом великолепного единства архитектуры, скульптуры и живописи является пещерный комплекс в Аджанте (IV–VII вв.).
Среди сооружений выделяются чайтьи и вихары – общежития буддийских монахов. Скальные ансамбли Аджанты славятся своей живописью. Росписи стен сложны по содержанию, в композициях много персонажей. Линия, цвет, ритм, богатые сочетания и контрасты вызывают необычные эмоции. Краски как будто светятся в темноте. Возникает ощущение, что земное и небесное соединилось в этом храме. Комплекс Аджанта оказал сильное влияние на искусство Индии. Основные стилистические и идейные особенности этого памятника нашли отражение в скульптуре Гуптской эпохи. Гуптский Будда – образ идеальный, воплощающий идею достижения нирваны.
В Индии религия тесно связана с искусством танца. На протяжении многих веков танцы исполнялись храмовыми танцовщицами дэвидаси – «женами бога», махари – жрицами культа, искусными в танце, пении, музыке. Своей красотой и тонким обхождением они привлекали в храм паломников. Дэвадаси появились также давно, как и храмы. На юге Индии они известны с VII в. Отдавая девочку в храм, её символически выдавали замуж за бога. Она проходила свадебный обряд и получала клеймо или татуировку – знак принадлежности тому или иному божеству. Танцу, в котором гармонично переплетались музыка, поэзия, цвет и ритм, дэвадаси обучались несколько лет, прежде чем им разрешали танцевать перед зрителями. Система индийского танца – одна из старейших в мире. Главная особенность в том, что он возник как воплощение религиозных чувств, переполнявших человека. Содержание большинства танцев связано с мифами и легендами. В танце используются все выразительные средства человеческого тела. Техника танца состоит из трех элементов: 1) нритти – сам танец, свободные движения тела; 2) нритья – выражение определенного смысла мимикой, жестами, символическими положениями тела; 3) натья – жесты с элементами речи. Важный элемент танца – абхиная («выразительность») достигается с помощью костюма, украшений, музыки и передает настроение. Язык жестов рук (мудра) очень выразителен, он является особенностью индийского танца. С помощью жестов передают религиозные сюжеты, поэтому символический язык важно знать не только танцовщице, но и зрителям, так как задача танцовщицы пробудить те же чувства, что испытывает она сама.
Еще по теме:
Царский период
В XII в. до н.э. на территории Балканского полуострова и прилегающих к нему островах Средиземноморья совершалось «великое переселение народов». Имевший место «демографический сдвиг» создал условия для становления собственно греческой куль ...
Элементы актерского мастерства, их последовательность
и взаимосвязь
Инструмент актера - его внутренние (психические) и внешние (физические) данные, называемые Станиславским "элементами творчества". Тело актера, голос, нервы, темперамент являются его орудием труда, объединяя творца и материал в е ...
Общая характеристика
древнегреческой культуры и цивилизации
Древнегреческая культура сформировалась на базе специфической цивилизации, причудливо сочетавшей в себе свободу и рабство. Рабство не было изобретением античности. Однако в своем развитии античная цивилизация все больше отходила от патриа ...