В Индии сложились несколько стилей танца: бхаратнатьям, катхакали, катхак, манипури.
Любое культовое изображение – статуэтка или символ – воплощение высшей силы, к нему обращаются с молитвой. Первые статуи богов появились в начале новой эры. Основные правила изображения богов сложились в период правления Гуптов. Они записаны в шильпа-шастрах – сочинениях по изобразительному искусству и ремеслу.
Трактат «Читралакшаха» («Характерные черты живописи») дошел до нас лишь в тибетском переводе. Правила состоят из дхьян – стихов о характерах богов, лакшан – инструкций о размерах, форме и пропорциях.
Создание культового изображения является одним из видов богослужения, поэтому перед началом работы мастер совершает ряд обрядов. Для лучшей передачи образа он погружается в состояние медитации и старается интуитивно познать божество, которое он хочет воплотить в камне, бронзе или кости. Стиль изображений окрашен религиозным мышлением, проникнут стремлением выйти за пределы обычной жизни и, пройдя через кармические пороги и круговороты сансары, достичь духовной просветленности.
Искусство отражало более глубокую реальность, чем окружающий мир. Идеал красоты форм был рассчитан и измерен. В шильпа-шастрах указаны поза бога, изгиб тела, количество рук, оружие и предметы в руках, украшения и другие атрибуты. До тонкостей были продуманы жесты рук.
Основным символом буддизма являются лотос. В индуизме с ним также связаны имена некоторых богов. Он символизирует чистоту и совершенство. В глубокой древности лотос был важным продуктом питания, из его семян делали муку, в пищу также употреблялись корни, стебли и листья лотоса. Он является эмблемой солнца, космической силы, несущей жизнь, символом плодородия. В храмах скульптуры богов, как правило, восседают на тронах-лотосах. В искусстве часто встречаются медальоны и орнаменты с лотосом. Раскрывшийся лотос является эмблемой Индии.
Из Индии буддизм распространился в страны Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока. Вместе с учением в искусство этих стран проникли индийские традиции.
В Бирме буддизм по сей день остается государственной религией. Приход индийских культурных традиций во многом повлиял на развитие искусства в Бирме, это влияние четко прослеживается в архитектуре, но есть и свои отличительные особенности. Эпоха расцвета зодчества связана со столицей средневекового государства – Паганом. Знамениты своими формами и отделкой ступы Пагана. Буддийская ступа в Бирме, образцом которой является Швазандо (XI в.) состоит из кирпичной полусферы и стоящей над ней огороженной надстройки кубической формы, где находится камера для даров и святынь. На ней расположены сужающиеся к верху концентрические круги. Вся конструкция завершается конусообразным шпилем с элементом тхи, напоминающем язычок пламени. Это украшение отличает бирманскую архитектуру. Другие виды искусства развиты не так сильно, скульптура и живопись в основном служат для украшения зданий. Скульптуры, прежде всего, изображают Будду. Для изобразительного искусства характерны растительный орнамент и элемент тхи. Распространены также орнаменты с изображением зверей (львов, обезьян, газелей, лебедей), небесных танцоров, карликов, макар. Макара – мифологическое морское чудовище, соединяющее в своем облике черты рыбы и крокодила или слона, его изображение часто используется в убранстве храмов, он считается хранителем учения Будды, а также является персонажем многих буддийских притч и легенд.
Древнейшими памятниками искусства являются огромные буддийские супы дагобы. В отличие от индийской ступы дагоба не имеет ограды с воротами, с четырех сторон к ней пристроены вахалькады – небольшие сооружения кубической формы. В них расположены своеобразные «ложные двери» – проходы, символизирующие врата во Вселенную. Каждая вахалькада украшена стрелой с рельефами.
Еще по теме:
Композиторы и современность
Сентябрь. « Избранные произведения для вокальных ансамблей». В беседе-концерте звучали известные произведения, написанные для дуэтов, трио, ансамблей. Они исполнялись однородными и смешанными составами: «Моряки», «На воздушном океане» К. ...
Франция в эпоху Ренессанса
В начале работы, перед изучением вопросов, связанных со спецификой французского гуманизма, целесообразно вкратце рассмотреть социально-политические и историко-экономические процессы, которые происходили во Франции в течении XVI в. Именно ...
Всеобший экономический кризис 1929 г. и развитие дизайна на Западе
Кризис на товарном рынке Зап. проявился в значит-м перепроизводстве товаров наряду с резким падением спроса на них. В конкурентной борьбе выигрывал тот, кто предлагал товары с более высоким уровнем потребительских свойств. Красивые и удоб ...