Города гомеровской эпохи являлись одновременно и рабовладельческими государствами-полисами. Полисы были небольшими. Они состояли из города и мелких областей вокруг него. Но восстановить их архитектурный облик по археологическим раскопкам было очень трудно, так как до наших дней не дошли постройки того времени.
Однако некоторое представление об архитектуре этого периода мы можем найти в эпосах «Илиада» и «Одиссея». В них встречаются описания жилой усадьбы, размещенной вокруг двора — аула, помещений для мужчин и женщин, а также описания помещений для рабов и сада, обнесенного оградой. Помогают получить представление об архитектуре греческих полисов и найденные при раскопках модели храмов.
Рассмотрим подробнее устройство таких древнегреческих сооружений, как жилой дом и храм.
Главным помещением жилого дома, который примыкал ко двору, был мегарон, прямоугольный зал с очагом в центре, отверстием для выхода дыма в потолке и помещением перед входом — портиком, образуемым выступающими концами продольных стен — антами и столбами между ними
Мегарон был исходным архитектурным типом в развитие греческого храма.
Судя по раскопанным фрагментам зданий, строительная техника гомеровской эпохе заметно уступает микенской и критской. Постройки возводились из глины или сырцового кирпича на фундаментах из бута, скрепленного глиняным раствором; вытянутые в плане, они завершались криволинейной апсидой. В IX – VIII вв. до н. э. Начали применять деревянный каркас, укрепляющий сырцовую постройку (храм Артемиды в Спарте), что способствовало переходу к прямоугольным планам. Глиняная модель храма VIII в. до н. э. свидетельствует о развитие двускатной кровли и появлением потолка и фронтонов; столбы образуют самостоятельный портик. Позже возникает портик вокруг всего храма, защищающий сырцовые стены от дождя.
Еще по теме:
Культура как мир смыслов
Явления природы, рассматриваемые в их собственном, независимом от человека бытии, обладают какими-то объективно свойственными им характеристиками. Эти характеристики составляют их объективную определённость, и, кроме нее, никакой другой о ...
Многообразие подходов к определению культуры. Понятие культуры
В культурологии сущ разные подходы к определению культуры. В связи с этим сформир разные концепции культуры: 1. Антропологическая считает, что культ присуща не только людям, но и животным.; 2. Аксиологическая – совокуп матер и дух ценност ...
Виды смыслов
Виды смыслов: знания, ценности, регулятивы.
Смыслы образуются в голове человека, когда он в соответствии со своими потребностями познает, оценивает и регулирует происходящие вокруг него и в нем самом явления и процессы.
Три основных вид ...