Виды жилища. Жилище казахского народа - замечательный памятник материальной культуры. Оно делилось на зимнее и летнее, которые отличались величиной и конструкцией. В летнее время казахи жили в легких переносных жилищах, зимой - в постоянных теплых помещениях: «агаш уй», «жер уй», «каратам», «шошала». Юрта - разборное жилище, изготовленное из дерева и войлока. Она состояла из «кереге» - остова (деревянная решетка), сферического купола - «шацырак», радиально расположенных жердей «уык». Размер юрты зависел от количества крыльев - канат (частей кереге). ЮртаЯсостоящая из двенадцати крыльев, имела площадь в 100-120 кв.м. Двенадцати, пятнадцати, восемнадцатиканатные юрты существовали с XII в. до начала XIX в., затем перестали встречаться.
Каждая решетка (кереге) состоит из тридцати шести планок-«саганак», изогнутых посередине. Решетки бывают двух видов: из массивных планок мелкой квадратной сеткой - «тор кез» и тонких планок крупной сеткой - «жел кез». Вход в юрту, обращенный обычно на юг, имеет форму прямоугольного проема. Двухстворчатые двери часто покрывались резьбой. Решетки каркаса юрты снаружи обкладывались циновками из тростника - шымши. Поверх циновок каркас юрты покрывался войлоком. От середины свода до земли юрту покрывали туырлыки, от шанырака до низа свода - узуки. Войлочные покрытия скреплялись с корпусом веревками и узорными лентами - бельдеу. Свод юрты украшался подвесными ковровыми дорожками, полосками » лентами с бахромой и кистями из разноцветных шерстяных нитей.
По своему назначению юрты делились на три основных типа. Парадные юрты, предназначенные для приема гостей, отличались большим размером и богатым убранством. Юрты, служившие жилищем, были меньшего размера. Маленькие походные юрты могли перевозиться на одном верблюде или даже лошади. Кроме того, были юрты, использовавшиеся как склады, и другие подсобные помещения.
Парадные юрты состояли минимум из двенадцати канатов, покрывались белым войлоком и шелком. Наиболее богатыми по убранству были свадебные юрты - «отау».
Походные юрты можно отнести к типу специализированных, предназначавшихся для военных походов или пастухов и табунщиков. Наиболее простым переносным жилищем был шатер -«курке», составлявшийся из уыков, поставленных конусом и покрытых войлоком. Чаще использовались в походах юрты «жолама үй», состоявшие из трех-четырех решеток - кереге и уыков.
Кроме того, казахи во время кочевок использовали вместительные подвижные жилища на колесах - «куйме». Оно покрывалось тканью, войлоком или кожей разнообразной окраски. В куйме жили дети и женщины.
Центр юрты - «ошақ» служил местом приготовления пищи. И обогрева в холодное время. Напротив входа находилось почетное место юрты - «тер» для гостей и заслуженных людей. Пространство у двери называлось «босаға». Направо от входа располагалась утварь и посуда, слева - конская сбруя. Направо от босага стояла кровать хозяев дома, отделенная занавеской - «шымылдық».
В северном и северо-восточном регионах Казахстана были распространены постоянные жилища из дерева, камней, сырцового кирпича и дерна. По материалу изготовления их называли «жер үй», «кирпиш үй». Площадь дома зависела от материального состояния хозяина и состава семьи. Однокамерные дома назывались «шошала» или «тошала».
Как видим, и жилище и его убранство были максимально приспособлены к полукочевому образу жизни казахов.
Убранство юрты. Убранство юрты состояло из различных деревянных и кожаных предметов, изделий из войлока, циновок и ковров. Широко распространены были войлочные ковры - «теке-мет», войлочные ковры с аппликациями - «сырмақ», менее - тканые ковры - «кiлем». Существовало два вида ковров - безворсовые - «такыр кiлем» и ворсовые - «түкті кілем». Богатые войлочные настенные ковры, орнаментированные аппликациями, инкрустацией и вышивкой, назывались «түс киіс».
Утварь и посуда хранились в подвесных сумках - «аяқ кап», войлочных коробках - «шабадан», ковровых сумках - «қоржын», стоящих из двух равных карманов и соединяющей их переметной частью. Непременным атрибутом каждой юрты были сундуки - «сандық». Деревянные предметы - подставки - «жүк аяқ,» коробы для продуктов - «кебеже», вешалки украшались художественной резьбой.
Еще по теме:
Эпический театр для зрителя Б. Брехта
Бертольд Брехт (1898 — 1956) – немецкий драматург, режиссер и новатор театра. Его видение театрального искусства, его концепция эпического театра, в свою очередь, стали знаковыми и эпохальными для всего искусства в ХХ веке.
Отдавая должн ...
Коринфский ордер
Дорический и ионический ордеры уже достигли своего расцвета, когда появился коринфский ордер. Коринфский ордер (рис 3) состоит из базы, колонны, капители и антаблемента. Колонна коринфского ордера легче ионической колонны и ствол тоже про ...
Паоло Веронезе
Праздничный, жизнеутверждающий характер венецианского Возрождения наиболее ярко проявился в творчестве Паоло Веронезе Паоло Кальяри (1528—1588), уроженец Вероны, потому и прозванный Веронезе, провел детство и годы учения в родном городе В ...