Антропология – это наука о человеке. Антропология подразделяется на физическую и культурную антропологию. Культурная антроп-я изучает искусственный, а не природный мир человека. Она включает в себя лингвистику, археологию и этнологию. Культурная антр-я как самостоятельная наука возникла во вт. половине 19 в. в ее рамках сформировалось несколько научных направлений.
Первая научно-теорит. школа получила название эволюционизма. Основы эвол-ма заложил Тайлор, Спенсер, Морган.
Во вт. половине 18-пер. половине 19 в.в. идеи эволюц-ма получают широкое распространение в естественных науках, постепенно они проникли и в понимание человеческой истории.
В 1768г. швейц. ученый Фергюссон разделил историю на эпохи: варварство, дикости и цивилизации, различающиеся между собой характером хоз. деятельности.
В 1836г. дат. ученый Томсен обосновал археологические материалы в систему 3 эпох: каменной, бронзовой и железной (веков).
Эти открытия сделали возможным применения принципов эволюционизма к изучению человека и его культуры.
Идеи эвол-ма получают распространение в этнографии, кот. рассматривалась в то время как часть биологии. Поэтому этнографы –эволюционисты переносили законы биологической эволюции в этнографию и использовали биологическую терминологию.
В нач.20в. в противоположность эвол-му в рамках кул-ной антропологии формируется концепция диффузионизма., т.е. распространение кул-ры из одного центра в другой. Такой подход сделал возможным исследовать взаимодействие разных культур, раскрыть механизм освоения достижений др. народов, и главными средствами распространение культуры диффузионизм считал воины, территориальные завоевания, колонизацию, торговлю, миграцию, добровольное подражание. В рамках диффузионизма формируется концепция культурных ареалов, т.е. распространения кул-ры из одного центра, колыбели цивилизации (др. Египет, Др. Китай)
Диффузионизм имеет рациональное зерно заимствования, исторические контакты имеют важную роль в развитии кул-ры.
В 30 гг. 20в. в культурной антропологии сформировалось новое направление структурно-функциональный анализ. В начале 20 в. расширяется взаимодействие зап. стран с культурами др. стран и народов. Представителями америк. антроп. школы был накоплен большой этнографический материал, описывающий обычаи, нравы
В работах этих этнографов постоянно утверждается неоклассическое понимание культуры. Согласно ему, любой исторический существующий способ жизнедеятельности должен быть признан культурным независимо от пространства и времени возникновения.
В качестве метода исследования отдельных локальных культур был предложен принцип функционализма, согласно кот. кул-ры должна изучаться как самостоятельная целостная система, включающая опред. набор элементов, находящийся во взаимосвязи и выполняющих опред. функции.
Малиновский считал, что у человека есть основные естественные потребности (еда, питье, потомство) и примыкающие к ним производные потребности. В разных культурах вырабатываются разные способы удовлетворения этих потребностей. Складывается некий подвижный культурный стандарт поддерживаемый системой хозяйствования и механизмом соц. контроля
Функ-зм обогатил этнографию, помог преодолеть ей неприятие неевропейских кул-р.
Одностороннее увеличение функ-ным методом привело к тому, что этнологи забыли о соц. и культ. Эволюции, о существовании, кроме данного народа, человечества.
Идеи близкие к функ-му развил в своих работах Ф.Боас. в своих исследованиях он пришел к выводу, что каждый народ имеет свою уникальную культуру и историю, развитие кот. обусловленно как внутренними факторами, так и внеш. влияниями. Он приходит к выводу о том, что различия между народами заключается не в различиях ума, а в развитости той или иной мотивации, кот. должна изучаться в первую очередь.
Т.о. отвергнув идею духовно нравственного превостходства европ. народов Боас приходит к культ. релятивизму, т.е. признанию относительности всех культ. ценностей.
В этом пункте учение Боас подвергалось резкой критике. Сравнительный анализ разных типов культуры показывае6т, что им присуще некот. Общие принципы.
Самым известным учеником Боас был Кребер. В своих работах он обращается к проблемам теории и истории мировой кул-ры. Осн. работа «Конфигурации кул-ного роста». Отвергал идею прогресса. Кребер вводит понятие культ. ареал – это четко определенная геог. границами территория, на кот. сосредоточен значительный массив сходных кул-ных явлений и признаков. Вводит понятие культ. центр – область наибольшего сосредоточения признаков. Историю кул-ры Кребер сводит к перемщению культ. элементов из одного ареала в др. он приходит к выводу о том, что у каждой кул-ры есть внутренняя основа – архетип – совокупность психологических черт и ценностных ориентаций, кот. могут ускорять или тормозить диффузию культурных элементов.
Еще по теме:
Актуальность традиционной культуры астраханских татар и формы ее
распространения
Традиционная культура – это автохонная, устойчивая культура, в ней изменения не происходят, либо эти процессы протекают очень медленно, потому не фиксируются коллективным сознанием народа, который является ее носителем.
На сегодняшний де ...
Искусство Древнего Царства
Искусство древнего Египта в большей степени, чем какого-либо другого периода художественного творчества, является отражением конкретной, реальной действительности на разных этапах ее исторического развития. Это касается не только изобрази ...
Лиможская эмаль в Эрмитаже
Лиможские расписные эмали - одна из самых ярких страниц в истории французского прикладного искусства эпохи Возрождения. В Эрмитаже хранится более 150 образцов лиможских расписных эмалей. Первые образцы появились в Эрмитаже до середины XIX ...