В 1968 году появляется «Положение о социалистическом государственном театрально-зрелищном предприятии (ТЗП). Специфика «положения» распространялась и на концертные организации.
Концертная организация являлась государственным творческим предприятием, осуществлявшим свою деятельность на основе хозяйственного расчета. Деятельность театрально – зрелищного предприятия строилась на сочетании централизованного руководства с творческой и хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятия.
Концертная деятельность в стране осуществлялась городскими, областными, краевыми, республиканскими филармониями, концертными объединениями в городах и республиках, а также музыкальными, танцевальными коллективами, входивших в состав концертных организаций либо являвшихся самостоятельными организациями.
Вся гастрольно – концертная деятельность в 1980 – 1989 гг., проводилась основе утвержденных планов, являвшихся обязательными для исполнения. Она подразделялась на Всесоюзную (гастроли коллективов и исполнителей Союзного подчинения и межреспубликанский обмен), республиканскую, областную, краевую и, соответственно, планировалась Министерством культуры СССР, министерствами культуры союзных и автономных республик и областными (краевыми) органами культуры. Для координации гастрольно – концертной деятельности в стране было создано Всесоюзное гастрольно – концертное объединение «Союзконцерт».
К началу 1990–х годов встает вопрос о качественно новых организаторах концертной жизни – менеджерах, продюсерах, которые грамотно бы вели процесс всей организации концертного дела.В книге Нойберта Лебрехта «Кто убил классическую музыку?», автор размышляет: «Джадсон был наделен даром предвидения. Почувствовав веяние времени, он первым создал объединение менеджеров, взявшее под свой контроль всю страну. Главным результатом этого объединения сил стало концертное сообщество»
Структура концертных организаций устанавливалась вышестоящим по подчиненности органом культуры в зависимости от объема и характера деятельности, жанра (для коллектива) и других конкретных условий работы.
Концертная организация, будучи одновременно творческой и производственной организацией, строила свою работу на основе плана художественных мероприятий.
План художественных мероприятий составлялся концертной организацией на предстоящий год и согласовывался с вышестоящим органом культуры до начала работы по разработке проекта производственно – финансового плана.
Плановые показатели охватывали практически всю творческую и производственную деятельность и включали:
· посещаемость (количество зрителей, посетителей);
· план по финансовым результатам (доходы и расходы);
· величину дотаций или отчислений от прибыли в бюджет;
· прирост фонда заработной платы.
Кроме того, в этих организациях создавались фонды экономического стимулирования, такие, как фонд премирования, величина которого зависела от перевыполненного плана или экономии государственной дотации. Размеры таких фондов также планировались и зависели от тех же показателей.
Организациям культуры предоставлялась некоторая экономическая свобода, при этом они приравнивались к предприятиям. Во главу угла ставился рост количественных показателей деятельности.
Попытка перехода к экономическим методам управления была осуществлена в конце 1980-х – начале 1990-х годов XX века. И, как результат, в 1989 году происходит переход организаций культуры на новые условия хозяйствования. Появляется «Положение о переводе концертных организаций страны на новые условия хозяйствования», которое гласило, что главной формой планирования и организации деятельности является пятилетний план экономического и социального развития с распределением по годам, разрабатываемый и утверждаемый организацией самостоятельно. В качестве основы для формирования плана концертная организация использовала полученные от вышестоящего органа управления культурой исходные данные планирования, которые являлись лишь ориентирами при составлении пятилетних и годовых планов:
· Контрольные цифры
· Государственные заказы
· Долговременные экономические нормативы
· Лимиты
Главными результатами экономических экспериментов 80-х годов стали:
отказ от директивной регламентации хозяйственной деятельности и репертуарной политики; расширение прав и самостоятельности учреждений культуры в определении основных параметров хозяйственной и творческой деятельности; переход на рыночные формы ценообразования, организации и оплаты труда; материальное стимулирование в зависимости от результатов; расширение сферы коммерческой деятельности; введение принципов договорных отношений с вышестоящими организациями, поставщиками, смежными организациями адекватно отвечают ее действия потребностям рыночной экономики. Вовремя и правильно ответить на эти вопросы и есть главная задача организации и, в то же время гарантия их преуспевания, и в этом процессе большое значение имеет одна из основных функций управления – планирование.
Еще по теме:
Мистика и история
На смену киберпанку постепенно приходят вещи мистические и историко-мистические.
1991 год радует началом сериала "Легенда о королях-драконах" (1991-1993) о четырех братьях, обнаруживших в себе мистические способности легендарны ...
"Тренинг и муштра"
Константин Сергеевич Станиславский заложил главные основы системы работы актера над собой, которую он назвал "Тренинг и муштра". Область сценического творчества Станиславский поверял научными открытиями И.И. Павлова и И.М. Сечен ...
Культурное пространство г. Тюмени
Административный центр региона Центр области - город Тюмень. В городе три района: Калининский, Ленинский, Центральный. Расстояние от Тюмени до Москвы - 2144 км. 29 июля 1586 г. недалеко от полулегендарной крепости Чимги-Тура, по указу цар ...