Физическая культура и спорт - это не только "целесообразная двигательная деятельность человека", не только совокупность специальных средств и методов направленного развития физической дееспособности людей, но и объективные экономические и социально-культурные процессы, происходящие в обществе. На определённой стадии своего развития эти процессы организационно оформляются и юридически закрепляются в виде формальных организаций, т.е. институализируются.
Процессы институализации субьектно-объектных отношений в физической культуре и спорте в Казанской губернии зародились во второй половине XIX в. Данный исторический период характеризовался процессами зарождения качественно новой стадии осмысления сущности физической культуры, её ценностного потенциала [3, 4].
Первым, на наш взгляд, социально значимым фактором, повлиявшим на развитие физической культуры в этот период, явилась инициатива учёных Казанского университета по научному обоснованию методики и организации занятий физическими упражнениями и играми.
В Казани первым публичным выступлением, в котором затрагивались вопросы научного обоснования физического воспитания, была лекция Н.О. Ковалевского "О деятельности мышц", состоявшаяся в 1869 г. (Н.О. Ковалевский - основоположник экспериментального направления в отечественной физиологии, основатель авторитетной в России казанской физиологической школы, в 1880-1882 гг. - ректор Казанского университета). В своей лекции Н.О. Ковалевский пропагандировал необходимость развивать двигательную активность организма, выступил против существующей системы физического воспитания учащейся молодёжи и говорил о создании системы физического воспитания, лежащей в основе "…здоровья организма, приобретения сил и правильного развития всех двигательных механизмов тела" [1, с. 17]. В 1870 г. Н.О. Ковалевский организовал и возглавил Отдел физического воспитания при Казанском обществе врачей, который приоритетными считал следующие задачи: изучение потребности учащейся молодёжи в занятиях физическими упражнениями и играми, выработку предложений по их организационному, методическому, материально-техническому, кадровому и научному обоснованию [7, с. 1-26 ].
Активное участие в работе Отдела физического воспитания , приняли заведующие кафедрами, профессора Казанского университета известные как в России, так и за рубежом: Е.В. Адамюк (основатель Казанской школы офтальмологов), И.А. Больцани (физик), В.Д. Владимиров (хирург), Н.Ф. Высоцкий (организатор и первый директор Бактериологического и Женского медицинских институтов в Казани), И.М. Гвоздев (основатель казанской школы судебной медицины), И.М. Догель (один из основоположников экспериментальной фармакологии в России), И.И. Зедерштедт (терапевт), А.В. Петров (патологоанатом, способствовал становлению санитарно - профилактического направления общественной и земской медицины в России), Н.А. Толмачёв (педиатр), А.И. Фрезе (психиатр, организатор и директор первой в России Окружной психиатрической лечебницы в Казани), А.Я. Щербаков (биохимик) и др.
Членами Отдела физического воспитания были разработаны программы занятий физическими упражнениями и играми и организованы наблюдения за занимающимися. Кроме занятий и наблюдений отдел организовывал чтение публичных лекций известных учёных по различным вопросам физического воспитания.
На заседаниях Отдела физического воспитания был рассмотрен также ряд важных вопросов, касающихся популяризации физической культуры: организация занятий физическими упражнениями взрослой молодёжью обоего пола, помощь переводчице Е.А. Безобразовой в издании переведённого ею с английского курса лекций доктора Г. Модсли "Об отношениях между телом и духом и между умственными и другими расстройствами нервной системы", которые он прочитал в Королевской медицинской коллегии в Лондоне в 1870 г. В связи с поездкой Е.А. Безобразовой за границу "с целью изучения приёмов физического воспитания" руководство Общества врачей сочло "…полезным просить Е.А. Безобразову извещать о результатах своего труда …при ознакомлении с различными заграничными учреждениями" [7, с. 84].
Вторым объективным фактором, оказавшим влияние на развитие физической культуры в регионе, была заинтересованность отдельных прогрессивных представителей Министерства народного образования в создании системы физического воспитания в учебных заведениях Казанского учебного округа. По инициативе попечителя Казанского учебного округа впервые в губернии в 1910/11 уч. году было проведено социологическое исследование с целью анализа состояния физического воспитания, его характера, содержания, форм в средних учебных заведениях Казанского учебного округа. В конце XIX в. в Казанский учебный округ входило 6 губерний: Казанская, Симбирская, Вятская, Саратовская, Астраханская, Самарская. "Округу надо было знать точнее, чего, собственно, удалось достигнуть на местах в новом направлении за истекший год". Под новым направлением подразумевалось "…пока ещё не вполне отчётливо, но начинают проступать очертания целой слагающейся системы содействия физическому развитию учащихся, насколько это сейчас осуществимо для средней школы" [6, с. 6].
Еще по теме:
Культура умственного труда
Бурное развитие информационной техники во второй половине XX в. приводит к существенным переменам в культуре умственного труда. С введением в практику персональных компьютеров отходят в прошлое многие привычные представления о формах, усл ...
Стиль и характер творчества Сурбарана
Сурбаран — мастер монументальной композиции — отразил характерные черты ведущей для Испании 17 века темы «монастырской жизни». Циклы его картин создавались по заказам монашеских орденов. Произведения художника кажутся подчас для своего вр ...
Москва. Две столицы: духовное величие
В России всегда было так — город, претендующий на звание столицы, обязательно должен был исполнять роль не только политического, но и духовного, религиозного центра. Не случайно еще в годы феодальной раздробленности в каждом значительном ...