Социальные детерминанты развития физкультурно-спортивного движения в Татарстане

Информация о культуре » Социальные детерминанты развития физкультурно-спортивного движения в Татарстане

Страница 2

Исследование было проведено методом опроса (анкетирования). Вид анкетирования - сплошной, способ общения исследователя с респондентами - заочный, по способу вручения - почтовый. По современной научной классификации вопросы анкеты были: по форме - открытые, по конструкции ответов - дихотомические (да, нет, альтернативные), по цели - содержательные, по содержанию - вопросы о фактах. Анкета содержала 71 вопрос и состояла из разделов: состояние и обеспеченность учебных заведений специальными помещениями, оборудованием и инвентарём, кадровое обеспечение (образование, квалификация, возраст, учебная нагрузка преподавателей и др.), медицинский контроль за занимающимися, программа урочных форм организации физического воспитания, внеклассные формы организации физического воспитания, урочные, обязательные формы организации занятий, их организационно-методическое обеспечение, финансирование. По статистическим данным, полученным в социологическом исследовании в 1911/12 уч. году, в 10 уездах Казанской губернии гимнастику преподавали в 122 учебных заведениях. Из всех существующих в тот период программ (сокольская, немецкая, шведская и Министерства народного просвещения) предпочтение отдавалось сокольской, рассчитанной на 30 ч в год для учеников 1-8-х классов. Анализ полученных результатов социологического исследования позволяет сделать следующие краткие выводы. Из общего числа учебных заведений (122) занятия физической культурой проводятся: в специальных помещениях - в 19, в актовых залах - в 22, в рекреационных помещениях - в 19, в коридорах - в 6, в помещениях, имеющих другое назначение , - в 6 [6, с. 24]. В 36 учебных заведениях специальное оборудование и инвентарь имеются в достаточном количестве, в 16 - в недостаточном, в 66 - отсутствует. Специальная учебно-методическая литература, руководства и пособия по физической культуре имеются в 5 мужских гимназиях, 30 реальных училищах, 19 женских гимназиях, 6 учительских семинариях, 3 учительских школах и 1 учительском институте (всего в 67 учебных заведениях). Всего же сводный список специальной литературы, принятый к использованию в учебных заведениях Казанского учебного округа, составлял 90 наименований.

Третьим социальным фактором, ускорившим процесс институализации спортивного движения, была деятельность передовой интеллигенции, отдельных прогрессивных представителей буржуазии, офицеров и генералов, которые, будучи энтузиастами, а часто и меценатами, во второй половине ХIХ в. начали создавать в России общественные физкультурно-спортивные организации. К 1914 г. в России их было около 360. Аналогичный процесс организации самодеятельных форм занятий физическими упражнениями и играми наблюдался и в Казани. К ним относились: кружки физического развития в гимназии № 1, Казанский университет, юнкерское училище); спортивные общества "Охотников конского бега" (1867), "Любителей шахматной игры" (1884), "Велосипедистов-любителей" (1893), речной "Яхт-клуб" (1907), "Беркут" (1908), "Сила и здоровье"(1911), "Сокол" (1913), Казанский Яхт-клуб (1913), "Любителей воздухоплавания" (1914) и др.

Созданные спортивные объединения, кружки и общества начали культивировать различные виды спорта и организовывать соревнования. Первые официальные соревнования (некоторые имели статус первенства или чемпионата г. Казани) были проведены: по боксу (1911 г.), греко-римской борьбе (1909 г.), велосипедному спорту (1894 г.), гимнастике ( 1908 г.), гребле (1908 г.), легкоатлетическому десятиборью (1911 г.), конным скачкам (1867 г.), бегу на коньках (1912 г.), плаванию (1912 г.), стрельбе (1910 г.), теннису (1910 г.), тяжёлой атлетике (1912 г.), фигурному катанию (1913 г.), хоккею с мячом (1911 г.). Кроме перечисленных видов спорта в Казани пользовались популярностью фехтование (как вид спорта известен с 1805 г. и культивировался всеми спортивными кружками и обществами), шахматы (первый клуб был открыт в 1884 г.), футбол (как вид спорта известен с 1911 г.).

Наиболее интенсивно развивающимися и популярными среди молодежи были следующие виды спорта: гребной, лыжный, конькобежный, велосипедный, автомобильный, лёгкая и тяжёлая атлетика, футбол.

1918 - 1923 гг. - период глубоких преобразований в стране в области экономики, политики, культуры, характеризующийся бюрократизацией партийно-советских учреждений, превращением РКП(б) в особый политический институт по руководству государством; критической переработкой старого, буржуазного культурного наследия и созданием новой социалистической культуры и др. В то же время 1920-е гг. были годами реализации новой экономической политики (НЭПа), использования возможностей рыночной экономики для оживления хозяйственно-производственной жизни в стране. В этих условиях процесс создания организационно-управленческих основ советского физкультурного движения отличался противоречивостью, обусловленной принципиальными разногласиями между системой всеобщего военного обучения, молодежными (комсомольскими) и профсоюзными организациями - особенно по вопросам содержания и методам работы по физической культуре.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Чёрно-белая графика
С линии начинается процесс проектирования и изображения костюма. По мере нахождения формы костюма и нахождения решения используются возможности линии, выявляются пространственные особенности формы, и взаимосвязи формы со средой. Стремясь ...

Роль Киево-Могилянской академии в развитии науки и образования на Украине в 16 – 18 века
Киево – Могилянская академия не только способствовала расширению среди широких верств народа научных знаний, но и формированию духовных ценностей. Среди воспитанников и слушателей академии были ученые, поэты, философы. Академия была центр ...

Творчі досягнення Дж. Ноймайер
Сам Ноймайєр відводить собі нішу в історії світового балету XX ст. між Бежаром та Дж. Кранко, маючи на увазі насамперед, тяжіння до великої форми. «На моїй роботі, наголошує Ноймайєр, позначається модерністський вплив. Разом з тим, знаючи ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы