Меньше власть интересуют ранги внутри третьего сословия, но и здесь не обходиться без ее вмешательства. Государственное регулирование проникает до самых низов социальной лестницы, и администрация даже берет на себя организацию государственного призрения, правда, в порядке частной инициативы.
Реформация и религиозные войны. После пресечения со смертью Карла VIII (1483-1498) прямой линии династии Валуа трон Франции перешел к Валуа Оранским – Людовику XII (1498-1515) и Франциску I (1515-1547). Эти три царствования были эпохой прогрессивного развития, относительной социально-политической стабильностью и пышного расцвета ренессансной культуры. В это же время Нормандия, Бургундия, Прованс и ряд прочих провинций в нарушение первоначально данных им хартий теряют свои традиционные права, все более подчиняясь королевской власти. Хотя в целом унификация земель не была закончена, к началу XVI в. основной комплекс французских земель уже сложился
Тяготы налогового гнета, вызванные затянувшейся Итальянской войной, приводят к антифискальному протесту и началу административных реформ. Эти процессы определили правление Генриха II (1547-1559), ставшее переломным моментом в истории французского абсолютизма. Военное напряжение достигло апогея, рост налогов вызвал ряд восстаний и концу правления Генриха II начинается движение кальвинистов – гугенотов, что явилось показателем общественного недовольства.
Реформация во Франции была одной из сторон кризиса средневекового христианства как социально-политической и религиозной системы, одной из фаз перехода от коллективной религиозности средневековья к более духовной и индивидуальной религиозности.
Но все же кризис средневековых христианских ценностей и распространение Реформации во Франции шло медленно, ведь Сорбонна была столица средневековой теологии и долго доминировала в интеллектуальной жизни не только страны, но и Европы. Это сокращало возможности развития оппозиционных ей концепций. Но новое зарождалось и во Франции, в частности, благодаря вхождению в нее Бургундского государства и других северо-восточных областей.
В 20-30-х гг. во Франции усиливается учение Лютера, но Сорбонна, давно искоса смотревшая на усиление протестантизма, парламент и большая часть население Франции активно стали выступать против французских и иностранных реформаторов. Поскольку становилось видно, что протестанты выступают уже не столько за очищение веры, сколько за создание своей собственной церкви, верховная власть должна была сделать выбор либо в пользу союза с католической церковью, либо в пользу войны с ней. Надо сказать, что в то время среди государственных деятелей бытовало четкое понимание, что религия – это орудие социального порядка, и нарушение единства веры может повлечь за собой социально-политические потрясения. Кроме того, авторитет французских королей во многом зависел от католической церкви: она, в обмен на поддержку государства, декларировала божественный характер королевской власти, приписывала королям сверхъестественные свойства лечить некоторые болезни прикосновением и т.д. Поэтому конечный выбор власти стал очевиден. Гонения на протестантов были особенно сильны при Генрихе II, когда при Парижском Парламенте была создана Огненная палата – специальный трибунал по борьбе с ересью.
К середине столетия, несмотря на гонения, протестантизм окреп. В 30-40 гг. во Францию приходят идеи швейцарских протестантов, особенно Кальвина. По мере укрепления его позиций в Женеве, Кальвин в 50-х гг.начинает полномасштабную пропаганду. Во Франции организовываются тайные типографии и рассылка пастырей по стране. Ряды французских кальвинистов росли, хотя многие из них внешне придерживались католицизма. Во многом это было связано с конъюнктурой: в социальном плане разницы между католицизмом и протестантизмом не было, дворянство было расколото: кальвинизм принимали обиженные двором дворяне или клиентела протестантских принцев. Приверженцы новой веры имелись и во всех слоях городского населения. Это было связано и сепаратизмом, особенно в южных и юго-западных городах. Юг Франции был старым центром еретических движений, к тому же его завоевание католическим Севером XIII – XIV вв. было поверхностно.
Во время регентства Екатерины Медичи правительство пытается проводить в жизнь политику частичного разрешения кальвинизма для того, чтобы избежать гражданской войны. Но правительство регентши не завоевала авторитета, обстановка была накалена до предела. Вскоре, в 1562 г. вспыхнула первая религиозная война, спровоцированная убийством дворянами в Восси протестантов. Начался ряд войн, время от времени прерываемый перемириями, когда протестантом разрешалось свободное отправление культа; но каждый раз из-за вспышек фанатизма военные действия начинались вновь. Наиболее драматичными были события т.н. Варфоломеевской ночи – 24 августа 1572 г. в Париже было убито несколько сотен протестантов, которые собрались на свадьбу Маргариты Валуа и лидера протестантов Генриха Бубона, короля Наварры. Эта свадьба должна была стать последним актом в заключение мира между протестантами и католиками…Вести о «Парижской кровавой свадьбе» вызвали ряд погромов и в других городах, причем их жертвами стали как протестанты, так и католики.
Еще по теме:
Субкультура как социальный феномен
Прежде всего следует разобраться с самим термином. Сответственно словарю, субкультура (подкультура, лат. Sub — под и лат. Cultura — возделывание, земледелие, воспитание, почитание) в социологии и культурологии — часть культуры общества, о ...
Сферическая перспектива
Проблема в овладении предметом, передаче в живописи не внешнего подобия, а сущности предмета, чрезвычайно важна. П.П. Чистяков – преподаватель Петрова-Водкина, «прививал» молодой русской живописи конца прошлого – начала нынешнего столетия ...
Распространение гуманистических идей
Базель был главным, но не единственным центром распространения гуманистических идей в Швейцарии. Гуманисты в этой стране были сравнительно немногочисленны, большинство наиболее видных из них принадлежало к образованному клиру и позже акти ...