Начиная с середины 80-х годов XX столетия и по настоящее время, наблюдается бум строительства православных храмов, который сопровождается возрастающим интересом к культовой архитектуре. Отсутствие опыта и багажа знаний в области современного храмового зодчества приводит к копированию православных храмов прошлого в условиях настоящего, а также к поиску новых направлений православного храмостроения.
В настоящее время нельзя выделить одно преобладающее архитектурное направление, поэтому, невозможно однозначно предложить конкретный архитектурный стиль, уместный для проектирования культовых зданий. Так же трудно предположить как выглядели бы современные православные объекты, если бы их строительство не прерывалось на столь долгий срок.
За последние 70 с лишним лет архитектурный язык храмовой архитектуры во всем мире сильно изменился. Развитие же русского православного зодчества «законсервировалось» на дореволюционном этапе.
Перед современным архитектором стоит сложная задача выбора стилистического направления для православных объектов. Будут ли храмы XXI века проектироваться с учетом современных архитектурных форм или же следует вернуться к традициям допетровского зодчества? Одним из решений обозначенной задачи является возвращение к стилевым направлениям, на которых остановилась история православной архитектуры в начале XX в.
В современных проектах православных объектов все чаще применяют композиционные и декоративные приемы византийского, русско-византийского стилей, а также их некое смешение с выделением византийской или древнерусской доминанты. Причины обращения к русско-византийской и византийской стилистике так же кроются в вынужденном стремлении современных зодчих вернуться к тому критическому моменту, после которого произошел разрыв в преемственности архитектурной православной традиции.
Со второй половины 80-х гг. в Самаре строятся церкви и восстанавливаются здания старых самарских церквей: Спасо-Вознесенской церкви, Михайло-Архангельской церкви, церкви Веры, Надежды, Любви и матери их Софьи. Мы стали свидетелями бурного строительства новых храмов. Так в 90-е годы началось строительство нового собора, освященного в честь равноапостольных солунских братьев, создателей славянской азбуки, Кирилла и Мефодия. Архитекторами проекта являлись В.Л.Пастушенко и В.А. Самагоров. Храм построен в стиле эклектика. В основу собора положена традиционная крестово-купольная система. Внешний облик его, на наш взгляд, создан в стиле эклектика, так как на ряду с чертами классического стиля: симметричность, строгая пропорциональность сооружения, колонны, портики соединены с шлемовидными куполами, характерными для русского северного зодчества. Высота колокольни 73 метра. Высота церкви 57 метров. Храм рассчитан на три тысячи человек. Большие евхаристические сосуды передал в дар собору св. патриарх московский Всея Руси, ныне почивший, Алексий II. Главы куполов покрыты не сусальным золотом, а имеют нитро-титановое напыление. Его сделали мастера из Челябинской области. Медную облицовку шатра выполнили самарские умельцы. Перед собором стоят две скульптуры равноапостольных Кирилла и Мефодия, и это необычно, поскольку православие не приветствует наличие скульптур в храме или при них.
Храм- памятник св. Георгия Победоносца. Идея о строительстве храма-памятника появилась во время реконструкции площади Славы. Проект храма выдержан в форме русского пятиглавия и разработан архитектором Ю.Н.Харитоновым. Колокола для церкви отливали в Екатеринбурге. Под храм была заложена капсула с письмом для потомков. Здание богато украшено мрамором и природным белым камнем. Храм- памятник св. Георгия Победоносца выполняет важное градостроительное значение. Это объясняет выбор нео-византийской стилистики, которая носит довольно торжественный и официальный характер, что соответствует роли, возложенной на этот собор.
Еще по теме:
Драматургическая основа и создание сценария
«Какой фильм производит самый сильный эффект?
Тот, который выглядит как единое целое. Схватил вас и с самого начала до самого конца тащит, туда, куда ему нужно». (А. Митта)
Самое важное в работе над любым экранным произведением – это вы ...
Функции и воспитательный потенциал фольклора
Во-первых, фольклор способствует углублению знаний о народной духовной культуре в ее прошлом и настоящем. Фольклор знакомит с бытом, традициями, обычаями своего и «народа-соседа».
Во-вторых, с помощью фольклора осуществляется усвоение нр ...
Религия и современная
культура
Неоднозначность оценок религии в качестве явления культуры на сегодняшний день совершенно очевидна. Обожествленный разум человека как бы исчерпал веру в конкретного Бога.
В ХХ веке для многих из тех, кто хотел бы сохранить религию, возро ...